56
57
1.'№Ш.'ШКАК ФКЛ1ГЛЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬне превышает 10 секунд, а уровень шума двигателя составляет приблизительно 55 дБ (30 дБ считается допустимым даже для спальни), что вполне удовлетворяет требованиям к подобным устройствам. Все это явилось результатом применения совершенно новой для нашего автомобилестроения технологии, которая позволяет сделать электродвигатель толщиной всего... 6 мм! Как же работает столь необычный "моторчик"? Корпус его разъемный, за считанные минуты снимаем верхнюю часть и заглядываем внутрь. Первое, что бросается в глаза: здесь нет обычных для ротора массивных металлических частей - набора металлических пластин, характерной обмотки. На валу закреплен тонкий диск из изоляционного материала, а обмотка якоря двигателя выполнена по печатной технологии в ви-Электрические стеклоподъемники - вероятно, мечта каждого владельца отечественного автомобиля.Денис БОРОВИЦКИЙ. Фото Александра ПолунинаМногие к тому же хотели бы установить их самостоятельно, чтобы сэкономить на этом. Что же, сегодня на нашем рынке можно найти соответствующие предложения. Известны, например, изделия тайваньского производства, в которых моторедуктор ставят непосредственно на выходной вал штатного подъемного механизма и крепят саморезами на наружную сторону обивки дверей. Но то, о чем пойдет здесь речь стеклоподъемники российской компании "Авиагруппа" - продукт совсем другого уровня. Познакомимся с ними поближе. Для начала заметим: при установке этого изделия можно сохранить и обычную ручку стеклоподъемника, что позволит при отключенном аккумуляторе открывать и закрывать стекла вручную. Такое стало возможным благодаря рекордно низкой толщине устройства - всего 35 мм! Тем, кого по каким-то соображениям не устраивает "открытый" вариант, предложат "спрятать" устройство во внутреннюю полость двери. При этом штатный механизм подъема и опускания стекол потребует незначительной доработки. В комплект помимо моторедуктора входит и электронный блок управления он контролирует ток, потребляемый дви-Электрический стеклоподъемник от "Авиагруппы".гателем, и не позволит стеклу прищемить, скажем, руку, высунутую в открытое окно. Длительность подъема-опускания стеклаВпервые электрическая машина постоянного тока с дисковым якорем была предложена французами Дерадье и Фритчем в 1885 году. Конструктивно двигатель был далек от совершенства и не мог соперничать с классическим, тем не менее идея получила дальнейшее развитие, правда, много лет спустя. В 1956 году инженер Общества электроники и автоматики SEA (Франция, Париж) Ф. Раймонд предложил асинхронный двигатель с печатными обмотками, а в феврале следующего инженер той же компании Ж. Анри-Бодо запатентовал электрическую машину постоянного тока с печатными обмотками на дисковом якоре.Сверхплоский двигатель - продукт конверсии.Разрез двухсекционного электродвигателя: 1 - ротор с плоскими печатными обмотками; 2 - магниты; 3 - корпус.56ЗР 6/98 Технические характеристики моторедукторов Напряжение питания. В Номинальный момент. Н м Ток при номинальном моменте, А Частота вращения, об/мин Пусковой момент, H м Пусковой ток, А Диапазон рабочих температур, °С 12 6 6,5 65 9 1024 66,5 120 18 2036 6 6,5 60 27 30Складная (I) инвалидная коляска с мотор-колесами.от +50 до -50Велосипед с электроприводом на переднее колесо.Техническая характеристика дрели Напряжение питания, В Диапазон скоростей, об/мин Диапазон изменения момента, H м Номинальный ток, А Максимальный ток, А Крепление патрона, птах диаметр сверла, птах Масса без патрона, кг 10 12 0-150 0-3,0 24 0-300 0-3,0де многослойного плоского кольца. Представляете обычную печатную плату для резисторов с транзисторами? Так вот, ротор устроен примерно так же - он состоит из множества слоев непроводящего материала, на каждый из которых определенным образом нанесены тоненькие дорожки-проводники. Проводники разных слоев соединены между собой по наружной и внутренней сторонам кольца, образуя замкнутую электрическую цепь, при этом на внутренней они играют роль коллектора. Корпус электродвигателя выполнен из легкого сплава, на нем смонтированы щеточный узел и постоянные магниты (каждый не больше таблетки растворимого аспирина), а также магнитопроводы. Как вы догадываетесь, подъемом стекол возможности двигателя не исчерпываются. Наличие сквозной втулки на выходном валу позволяет соединять моторедуктор напрямую с самыми различными механизмами:приводом люка, вентилятором системы охлаждения и "печки", стеклоочистителями и т. д. Ряд конструктивных решений, воплотившихся в двигателе, наделил его завидной долговечностью. По данным стендовых испытаний, наработка "на отказ" составила у него около 5000 часов. Много это или мало? Обратимся к цифрам. Представьте себе самый обычный автомобиль, средняя эксплуатационная скорость которого составляет 40 км/ч (таких машин - абсолютное большинство). Даже если водитель будет каждую минуту включать стеклоподъемники, они откажут лишь после 1 200 000 км6.520 Корпус Б - 1 2102Электродрель с питанием от "прикуривателя".пробега! Вряд ли машина будет к тому времени способна самостоятельно добраться до свалки. Разработчики предусмотрели (и даже опробовали) и другие варианты применения плоских двигателей. Например, дрель, питающаяся постоянным током от аккумулятора, наверняка придется по душе тем, кому автомобиль заменяет дом, - дальнобойщикам. Небольшие габариты и возможность подключения к бортовой сети автомобиля позволяют облегчить ремонтные работы в полевых условиях. Такую дрель можно взять с собой и на дачу. Мотор-колеса на базе низковольтного электродвигателя постоянного тока с дисковым печатным якорем наверняка привлекут внимание производителей электромобилей, велорикш, транспортных платформ, а также инвалидных колясок.Сегодня "плоские" двигатели, изготовленные по современным технологиям, составляют жесткую конкуренцию классическим, а в ряде областей оборонной промышленности и робототехники и вовсе их вытеснили. Не осталось без внимания и автомобилестроение. Производством и разработкой "плоских" двигателей в наше время занимаются более десяти фирм в разных странах. Среди них такие компании, как Photocircuits Corporation, Printed Motors, COLMORGEN, AXIOM (все - США), Cie ELECTRO MEGA NIQVE (Франция), YASUKAWA ELECTRIC (Япония), Rallis (Индия). Отечественная "оборонка" выпускала двигатели моделей ПЯ-20-1 (20 Вт) и ПЯ-500 (500 Вт), немало поработали над усовершенствованием плоского электродвигателя Калужский завод автоэлектрооборудования и Киевский институт автоматики. Разработкой упомянутых в статье изделий занимается в России названная нами промышленная компания "Авиагруппа", специалисты которой и посвятили нас в тайну плоского электродвигателя.ЗР 6/9857