226
сгтл смУправлять кораблем следует так же, как... автомобилем на льду, - утверждает наш автор.Семен ГУСЬКОВ, капитан (ранга в отставке ...Препятствие удалось заметить слишком поздно. Вывернуть руль или тормозить? И пока оцепеневший мозг штурмовал эту дилемму, рулевое колесо уже уперлось в ограничитель, а торможение достигло максимального, какой только возможен, предела. Управление оказалось полностью, бесповоротно потеряно - что еще можно успеть исправить за эти томительно долгие мгновения до того, когда раздастся жуткий стон разрываемой стали... Не правда ли - звучит вполне поавтомобильному? Между тем, это о корабле, а именно - о "Титанике", чья трагическая гибель при столкновении с айсбергом в далеком 1912 году до сих пор не дает покоя ученым и режиссерам, подводникам и писателям... Попробуем внести и свою, как говорится, скромную лепту. Только не спешите обвинять автора в притянутых за уши аналогиях параллели гораздо глубже и поучительней, чем может показаться на первый взгляд. Итак, дозор ный матрос заметил айсберг прямо по курсу. Скорость судна в этот момент превышала 20 узлов^ (около 33 км/ч, на воде это очень " много), так что о быстрой остановке не могло идти и речи. Какие же команды отдает вахтенный помощник? Исторические источники указывают две - "Лево на борт" и "Машинам - полный назад". Если первая еще понятна (она означает поворот штурвала в указанную сторону), то вторая... Так "проколоться" мог разве что автомобилист-новичок на скользкой дороге. Посудите сами: для корабля, идущего вперед, реверс винтов ("включение заднего хода") полностью соответствует автомобильному нажатию на педаль тормоза. Если при этом обороты винтов велики - это уже торможение "на юз". Дело в том, что при таком режиме руль корабля оказывается в зоне "мертвого" течения и его эффективность снижается многократно. Ну, чисто автомобиль на льду: коль уж ударил по тормозам,кгсчпомощник кораблем так, как это в определенных условиях делают спортсмены-раллисты на переднеприводных машинах. Сперва нужно было повернуть руль в сторону, куда следует двигаться. Затем "добавить газу" - несколько увеличить обороты винтов, чтобы сделать управление более острым, отзывчивым. И наконец, с некоторым опережением выравнять руль иначе инерция кормы развернула бы судно слишком сильно, а также уменьшить обороты винтов до нормальных для стабилизации движения. Кстати, "Титаник" имел три винта, не связанных между собой механически, поэтому можно было задать им разные обороты - это бы сработало как своеобразный "трэкшн контрол" по-морскому. Даже если для маневра и не хватило бы оставленных судьбой 37 секунд, повреждения, уверен, не оказались столь значительными. Вы, конечно, скажете - произошло то, что произошло, и каждый волен порассуждать о событиях, что случились без малого девяносто лет назад. Однако составляй современный гаишник протокол об этом, хоть и не дорожном, но транспортном происшествии, непременно к словам "в условиях недостаточной видимости выбрал неподходящую скорость" добавил бы: "не справился с управлением". И, на мой взгляд, был бы абсолютно прав. Напоследок - для коллег-моряков: не осуждайте за отступления от классической терминологии, ведь автору хотелось сделать свой опус понятным для наших сухопутных "меньших братьев" - автомобилистов.крути руль - не крути, машину все равно несет прямо. Собственно, так и случилось: "Титаник" не смог достаточно уклониться от прежнего курса - и полторы тысячи человек обрели вечный покой в водах Атлантики. А теперь выскажу совсем уж крамольную мысль - возможно, трагедии бы не произошло, управляй вахтенный226ЗР 6/98