40
41
42
Г77r'*пы-шишшштш.' o pt ТВЕРДУНОВ. Фото автораКакой автомобиль выбрать? Раньше такой вопрос был лишен смысла. Брали то, что могли. Теперь, когда продается все и вся, сделать выбор непросто.Представим себе некоего среднего российского гражданина, которого, к счастью, обошли стороной проблемы безработицы, невыплаты зарплат. У него есть работа, за которую платят деньги, и есть естественное желание приобрести автомобиль. Наш воображаемый персонаж со временем заработает (скопит, получит в наследство и т. д.) сумму примерно в 10 000 у. е. Теперь его возможности совпадают с его желанием и осталось только сделать выбор. Сегодня за такую сумму можно приобрести любой отечественный автомобиль, подержанную или даже новую иномарку. О технике, бывшей в употреблении, говорить не станем - это отдельная тема. Посчитаем, что наш герой желает приобрести только новый ав-томобиль. Тогда ему остается два пути: или выбирать что-то из отечественных, или на пределе финансовых возможностей купить небольшую, непрестижную, зато относительно недорогую машину зарубежного производства. Дальше начинаются сомнения и попытки их разрешить - опросы родственников, друзей, знакомых, родственников и друзей знакомых и прочих знатоков. Результат импровизированного"социологического исследования", наверняка, только запутает - сколько людей, столько и мнений.Обратите внимание на дорожный просвет - в проходимости "Шкоде" с "Самарой" не поспорить.г*,_ЛСамый лучший способ докопаться до истины - поставить эксперимент. Его-то мы и взялись провести. И для начала купили... две машины - импортную и отечественную. Понятно, при этом тоже пришлось решать проблему выбора. Базовая цена каждого автомобиля должна была укладываться в означенную выше сумму. Машины? Конечно же, одного класса - проще проводить сравнения, к тому же более или менее у нас распространенные, чтобы не возникало проблем с обслуживанием и ремонтом. Путем несложных умозаключений пришли к выводу: "классический" ВАЗ не устроит - отыскать зарубежного одноклассника с задним приводом будет нелегко. Отпала и "Волга" - ее иностранные "коллеги" слишком дороги. "Москвич" почему-то даже не рассматривали. Остались переднеприводные вазовские модели. Из них выбор пал на "девятку". Ну а роль зарубежного конкурента взяла на себя чешско-германская "Шкода-Фелиция" машина у нас уже весьма популярная. Так один из экзаменаторов (Юрий Нечетов) стал "патрио-40ЗР 6/98 том" - ему достался отечественный автомобиль, другому (автору статьи) предстояло вживаться в образ "космополита", которого техникой, сделанной в России, уже не соблазнишь. Обе машины были куплены в салонах официальных дилеров - никакого реэкспорта и "левых растаможек". Это немаловажная деталь, поскольку автомобили планируется эксплуатировать цивилизованным путем - в гарантийный период все обслуживания и ремонты (если таковые потребуются) выполнять только на фирменном сервисе. Что дальше? Мы намерены регулярно готовить отчеты о "жизни" "Шкоды" и "девятки", причем эти публикации должны несколько отличаться от привычных в рубрике "Опыт эксплуатации". Неисправности, поломки (если таковые случатся) и способы их устранения будут оцениваться, прежде всего, с точки зрения экономики - во что это обходится владельцу. Интересно на своей шкуре почувствовать цену красивой автомобильной жизни и узнать, так ли эта жизнь красива. Много ли хлопот доставит иномарка в сравнении с отечественной машиной, будут ли проблемы с запасными частями, как вас обслужат на сервисной станции? Догонит ли более дешевый ВАЗ-2109 соперницу "Шкоду" по цене из-за частых неисправностей и затрат на ремонт или же дороговизна импортных деталей опустошит карман владельца "Фелиции" при первой же поломке? Ну и, конечно, как часто эти самые поломки будут происходить у одной и другой машины. Короче,какой из автомобилей-оппонентов потребует от владельца меньших затрат времени, сил и денег. Это, может быть, самое важное для тех, кто покупает автомобиль, чтобы много ездить, а не удовлетворять свои "амбиции" ремонтника-любителя. О тех, кто умеет и любит держать в руках гаечный ключ, постараемся тоже не забыть - будем оценивать трудоемкость обслуживания и мелкого ремонта. Естественно, в сравнении. Ежели у нашей "Фелиции" в послегарантийный период что-нибудь сломается или развалится, ее ждет технический центр "За рулем" и рубрика "Своими силами". Да ив "девятке" еще не все разобрали. Можно поговорить о дополнительном оборудовании, аксессуарах, "неродных" запчастях... Планы большие, будем заниматься их реализацией. Кому интересно - читайте. То, что мы выбрали именно ВАЗ21093 и "Шкоду", вовсе не означает, что о других автомобилях мы не думали. Это могли быть "десятка" и "Нексия", "Таврия" и "ФИАТ-Уно". Остановились все же на самых у нас распространенных, позволяющих в большей мере "почувствовать разницу". Полагаем, выбранная нами пара дает возможность это сделать.Теперь пришла пора представить участников теста. "В синем углу" - ВАЗ-21093, комплектация базовая (панель и та "низкая"), цвет - белый, цена - 42 551 рубль. "В красном углу" - "Шкода-Фелиция 1,3LX", комплектация базовая, цвет - вишневый "металлик", цена - 59 963 рубля. Обе машины оказались не без изъянов. "Шкода" не желала сбрасывать холостые обороты ниже полутора тысяч. Этот дефект легко устранили. Причина была в заедании привода заслонки. "Девятка" страдала целым букетом болезней: "провал" на разгоне, грохот обивки, визг тормозных колодок, "мертвый" гидрокорректор фар, недолив 'Тосола", неотбалансированные колеса, заедающий замок пятой двери. Будет чем заняться во время первого посещения сервисной станции, которое. согласно инструкции, должно состояться между двумя и тремя тысячами километров пробега. "Чешка", как уже сказано, дороже "россиянки" на 17 с лишним тысяч рублей. За что пришлось уплатить немалые деньги? За привлекательную внешность, качественную покраску (хотя окончательный вердикт здесь вынесет время и ржавчина), тщательную сборку, уютный салон. Его отделка кажется просто шикарной на фоне "девятки". Последняя удручает грубым пластиком, кривыми панелями и обилием заусенцев на них, которые норовят поцарапать пальцы. А вот характеристики "шкодов- Автомобили на динамометрической дороге. На "корме" установлен оптический датчик.Тормозной путь "Шкоды" заметно длин­ственной техники - ее невысокое качестского" двигателя выглядят более чем скромными, при том, что по заводским нее, чем у "девятки", зато усилие на педали во, к тому же еще и нестабильное. Впроданным автомобиль вовсе не тихоход. тормоза у "чешки" меньше. Это создает у чем, нам досталась удачная "Самара" и, Идеально горизонтальная дорога полиговодителя ощущение, что тормоза "Фелиции" хотя мелких дефектов хватает, пока ничена и точная измерительная аппаратура эффективнее. Кроме того, "Самара" продесерьезного не выявилось. Для "рукастого позволили нам проверить некоторые утмонстрировала одно из своих худших каго" человека справиться с мелочевкой верждения производителей. Результаты честв: после серии заездов ее тормоза пепара пустяков. Мы же этого делать принзамеров приведены в таблице. Сравнив их регрелись и тормозной путь стал расти. (Но ципиально не будем, поедем на гарантию с данными из официальной технической это тема отдельного материала в одном из добиваться того, что нам положено, - устхарактеристики, посмотрим, какая же из ближайших номеров журнала.) Катится ранения дефектов. О результатах посещефирм - российская или чешская оказалась "Самара" похуже. Выбег у нее ощутимо ния фирменных техцентров расскажем в ближе к истине. меньше, чем у "Шкоды". следующий раз. Тогда же сделаем и перЧто же получили в итоге? Результаты Итак, обратимся к таблице. Реальная максимальная скорость "Самары" более замеров подтвердили наши субъективные чем на 11 км/ч ниже заявленной. "Шкода" ощущения. Единственное, что можно отпоказала в действительности 147,2 км/ч - метить, солидный недобор "девяткой" маклучше на 2,7 км/ч, чем было обещано. симальной скорости. Причины предполоРазгон с места до ста километров в жительно две: двигатель не выдает полочас: "Фелиция" показала 16,85 с при 15 женных характеристик или заводская объявленных, "Самара" - 14,97 при 13 по цифра завышена. Конечно, говорить о паспорту. Оба автомобиля оказались чуть том, что одна машина лучше, а другая хумедлительнее, чем было заявлено. же, рано. Пока позволим себе отметить Расход топлива: на скорости 90 км/ч лишь то, о чем хорошо знаем: беда отечеполученные цифры почти точно совпали с официальными, а вот при 120 км/ч аппетит Результаты замеров "Шкода-Фелиция" ВАЗ-21093 моторов оказался чуть выше обещанного. Параметр Максимальная скорость, км/ч 147,2 145,25 По эластичности "Шкода" оказалась Разгон: впереди, чего мы, честно говоря, и ожидас места до 100 км/ч, с 16,85 14,97 20,21 19,48 ли. Ее двигатель - откровенный "тягун", с места на пути 400 м. с 37,86 36,56 особенно в сравнении с мотором "Самас места на пути 1000 м, с с 60 до 100 км/ч на IV передаче, с 15,74 17,41 ры", который "просыпается" на более выс 80 до 120 км/ч на V передаче, с 29,84 29,99 соких оборотах. Тормозной путь со скорости:80 км/ч, м/Усилие на педали, кгс 36,1/17,3 34,5/28,7 100 км/ч, м/Усилие на педали, кгс 57,5/20,5 52,7/30,0 Выбег со скорости: 50 км/ч, м 600,91 571,0 130 км/ч, м 2177,0 1821,0 Расход топлива, л/100 км при скорости: 40 км/ч 4,12 4,0 60 км/ч 4,67 4,53 80 км/ч 5 32 5,24 90 км/ч 5.78 5,74 100 км/ч 6,37 6,37 120 км/ч 8,12 8,15 140 км/ч 10,88 10,80вые "экономические" прикидки. ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Мнение "патриота". Платить лишние деньги за внешний вид и интерьер - глупость. "Самару" доведу "до ума" сам. Рукито на что?! Зато без проблем можно отремонтироваться в любой "точке" и по дороге на дачу не придется цеплять "брюхом" каждую кочку. Мнение "космополита". Надоело работать автослесарем "по совместительству", ощущать себя водителем трактора и наслаждаться грохотом панелей обивки. Хочется почувствовать себя человеком, владельцем машины, а не ее рабом. Разговоры "за проходимость" беспочвенны. Если очень хочется помесить грязь - лучший вариант все равно не "Самара", а "Нива" или что-то "покруче", если денег хватит.I Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 920 кг; полная масса 1345 кг, максимальная скорость - 156 км/ч, время разгона с места до 100 км/ч - 13 с, расход топлива при 90,120 км/ч ив ГЦ - 5.7. 7,7, 8.7 л/100 км, запас топлива - 43 л, топливо - АИ-91. Размеры, мм: длина - 4006; ширина - 1650. высота -1402, база - 2460: колея спереди/сзади - 1400/1370; дорожный просвет - 160; объем багажника - 330 л. радиус поворота - 5.2 м Двигатель: рядный четырехцилиндровый карбюраторный, два клапана на цилиндр; рабочий объем -1500 см 3 ; диаметр цилиндра и ход поршня - 82x71 мм; степень сжатия - 9,9; мощность - 52,6 кВт/71,5 л. с при 5600 об/мин; максимальный крутящий момент - 106.4 Нм при 3400 об/мин. Трансмиссия: привод на передние колеса; коробка передач - пятиступенчатая механическая; передаточные числа 3,636; II - 1.95; III - 1.357; IV - 0.941; V - 0,784; з. х. - 3,53, главная передача - 3.94 Подвеска: передняя - "Мак-Ферсон". задняя - на продольных рычагах, связанных поперечной балкой Тормоза: с усилителем, передние - дисковые, задние - барабанные Рулевое управление: реечное Размер шин: 165/70 R13Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 935 кг; полная масса - 1420 кг; максимальная скорость - 145 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 15 с; расход топлива при 90,120 ив ГЦ - 5.7; 7.9; 9,0 л/100 км, запас топлива - 47 л; топливо - АИ-91. Размеры, мм: длина - 3855; ширина - 1635; высота - 1415; база - 2450; колея спереди/сзади 1420/1380; дорожный просвет при полной загрузке -110 мм; обьем багажника - 272 л; радиус поворота - 5,6 м. Двигатель: рядный четырехцилиндровый карбюраторный, два клапана на цилиндр; рабочий объем - 1289 см 3 ; диаметр цилиндра и ход поршня - 75.5x72 мм. степень сжатия - 8,8; мощность - 43 кВт/58 л. с. при 5000 об/мин. максимальный крутящий момент - 94 Нм при 3000 об/мин. Трансмиссия: привод на передние колеса; коробка передач - пятиступенчатая механическая, передаточные числа: I - 3,308; II - 1,913, III - 1,267; IV 0,927; V - 0.717; з. х. - 2.923; главная передача 4.118 Подвеска: передняя - "Мак-Ферсон", задняя - на продольных рычагах, связанных поперечной балкой Тормоза: с усилителем. передние - дисковые, задние - барабанныеРулевое управление: р еечное 165/70 R13 Размер шин:42ЗР 6/98