ПОКУОАТЕЛЯ фПРОДАВЦАW Отсутствие стратегии сбыта делает бесперспективными технические новации.крайне низкого платежеспособного спроса. И они нашли выход: если у покупателя не хватает денег - надо их ему... дать! А ведь это, пожалуй, неплохая возможность и для нашего автопрома разрабатывать и продавать современные машины. Европейцы такой шанс в 50-60-х использовали, и сейчас торговля в кредит - один из основных рычагов автомобильного рынка. Сегодня для многих и многих наших соотечественников это - единственный шанс стать обладателями автомобилей. Потенциальные покупатели оценили бы и другие, давно применяемые за рубежом методы привлечения клиентов - систему скидок, возможность сдать старую машину с зачетом ее стоимости при приобретении новой... Почему мы так подробно останавливаемся на проблемах торговли? Да просто нет у нашего автопрома другого способа удержаться на плаву - ни на ажиотажный спрос, ни на милосердную поддержку правительства сегодня рассчитывать не приходится. Только деньги покупателей могут ему помочь. И еще. Думается, российским автопроизводителям стоит в первую очередь обратить внимание не на тех, кто "хоть сегодня" купит новую машину. Многие из них уже ориентированы на иномарки. А вот если подумать о большинстве - тех, кто страстно желает иметь автомобиль, но вынужден копить на него несколько лет. Не здесь ли стоит искать потенциальных покупателей? Безусловно, мы не утверждаем, что открыли панацею для российских автозаводов, но, вероятно, этот рецепт позволил бы расширить базу платежеспособного спроса и... несколько разгрузить площадки с готовыми машинами. В последнее время они изрядно заполнились...Едва ли не ежемесячно капитаны автоиндустрии делятся далеко идущими планами - выпускать современнейшие модели в Москве, Тольятти, Елабуге, Нижнем Новгороде. Перспектива обозначена с типично российским размахом - суммарный объем производства всех новинок превышает полмиллиона штук в год! Радует, что контуры грядущего уже прорисованы, намечены ориентиры. К сожалению, "за кадром" обычно остается другое: а кто эти "меганы", "блейзеры" и "астры" будет покупать? Кажется, производители живут в счастливой уверенности - если уж берут автомобили стоимостью в 35 тыс. рублей, то "новая модель" пойдет и за 90 ("Меган", "Астра", "Мареа"), а то и за 130 ("Блейзер"). Увы, число покупателей-оригиналов, которые не постоят за ценой, ограничено (наша анкета убедительно доказывает это - см. с. 14). Уже сегодня ВАЗу приходится в нагрузку к "шестеркам" навязывать дилерам в полтора раза более дорогие "десятки", авось и их какнибудь продадут...И вот мы пришли к печальной альтернативе - можно продолжать выпуск давно устаревших моделей, пытаясь их как-то совершенствовать и ретушировать, но сохраняя невысокую цену. При этом процент за процентом уступая рынок подержанным иномаркам, которые стоят примерно столько же (хотя и старше физически), зато на поколение-два современнее - естественно, с соответствующей разницей в оснащении и комфорте. А техническое отставание будет с каждым годом нарастать, вынуждая укреплять и надстраивать таможенный забор... Согласитесь - это тупик. Можно сделать иначе - разрабатывать и внедрять или собирать из комплектующих новые модели, неизбежно повышая при этом цену и переходя к нелегкой конкуренции с подержанными иномарками "посвеАркалий АЛЕКСЕЕВ. жее". И тут выяснится, что число богатых покупателей есзав. отделом науки ли и растет, то очень небыстро; сбыт дорогих автомобии техники Л лей окажется сравнительно невелик - а соответственно и доходы, и перспективы производителя. J I ^ : : » _ _ Так, выходит, автопрому в любом случае суждено через два-три года затовариться? Здесь будет уместно сослаться на зарубежный опыт. Ведь и японской, и послевоенной европейской промышленности уже приходилось справляться с подобной ситуацией