98
99
ШЧ,НШ:ГЛ*1Ш:МННШАМ11ШП!т"СВЕТОФОР" - ПРОТИВЧто показывает светодиодный индикатор тока утечки?Для поисков вампира необходимы терпение и амперметр. Поочередным отключением всех подозрительных цепей добиваются прекращения тока утечки, локализуя таким образом неисправность. Для облегчения поисков московская фирма "Джет СММ" разработала необычный приборчик "Джет-светофор". Официальный "статус" изделия - "Индикатор утечек тока в электропроводке автомобиля". Отпускная цена фирмы-изготовителя - 23 рубля. Приборчик выглядит довольно забавно (фото 1). Его технические характеристики приведены ниже. Свечение зеленого светодиода - при утечке более 5 мА; "тлеющее" свечение красного светодиода - при утечке более 20 А; свечение красного светодиода - при Михаил КОЛОДОЧКИН утечке более 30 мА. ния зажигания. Такими "вампирами" могут Габаритные размеры - 105x30x30 мм; быть неисправный привод стеклоочистимасса - 80 г. телей или халтурно подключенная магниПринцип действия "светофорчика" тола. Во время движения автомобиля апочень прост. Внутри расположены два петит вампира удовлетворяет генератор, светодиода с последовательно включена при непродолжительных остановках его ными резисторами, номиналы которых попотребности не так заметны для окружаюдобраны таким образом, чтобы по свечещих. Зато при длительной стоянке он бению можно было судить о величине протерет свое сполна. Так, магнитола способна кающего в цепи тока. Иными словами, пе"скушать" за выходные 35-40 ампер-часов! ред нами - упрощенный до предела вари-В понедельник утром многие из нас, в задумчивости стоя над разрядившимся аккумулятором, сами себе напоминают Винни-Пуха, гадающего, куда же мог деваться его мед. Действительно, машина всего два дня постояла на приколе, и такой каверзы от нее, конечно, не ожидали. Виновник почти всегда - некий энергопотребитель, продолжающий высасывать из аккумулятора ток после отключе-ПРОКОЛ"ТИТАН"-ДИСТР0ФИКСтоит ли г. J i-^. J P * приобретать катализатор топлива за 50 рублей?Михаил КОЛОДОЧКИН Попробуйте отгадать, какое автомобильное устройство изображено на фото? Правда, похоже на фильтр тонкой очистки топлива? Не торопитесь: за невзрачной внешностью узнаваемого корпуса скрываются продукты высоких технологий, "не имеющие аналогов на мировом рынке"! Во всяком случае, так утверждает описание изделия. Шедевр продавался на автомобильном рынке всего за 50 рублей. Согласно надписи на корпусе, мы приобрели "Устройство подготовки (каталитической обработки и очистки) топлива. Мод. УПТ-2". Патент США № 07/797611. Описание содержало несколько иную формулировку - устройство подготовки топлива 'Титан" (УПТ-2). Изделие осуществляет "физико-химическую обработку топлива и предназначено для установки на автомобили с бензиновыми двигателями рабочим объемом до 1600 см 3 ". Сразу стало жаль владельцев автомобилей ГАЗ-М1, BMB-740i и "Князь Владимир". Объем их двигателей превышает указанную величину и, следовательно, не позволяет воспользоваться комплексом услуг Титана". Читаем дальше. Устройство выпускается за рубежом. Название изготовителя достойно того, чтобы привести его полностью НТПК Титан", ПО "ХКЗ", ТФ ТИМЭКС", Украина, Херсон. Изделие способно: уменьшать расход топлива на 7-10%; снижать токсичность выхлопа на 50-80%; уменьшать детонацию: повышать мощность двигателя на 10-15%; увеличивать ресурс цилиндро-поршневой группы в 1,5-2 раза: повышать приемистость двигателя; увеличивать компрессию в цилиндрах. Заявленные возможности чудо-изделия вполне можно считать титаническими - под стать названию. Особенно порадовала перспектива увеличения компрессии в цилиндрах наконец-то уйдут в прошлое ремонтные кольца, хонингование и прочая возня. Да и четырехкратное снижение токсичности, знаете ли... А если пошевелить мозгами и поставить под капот не один Титан", а несколько, то эффект должен быть просто сногсшибательным! Последние строки описания предупредили, что изделие боится засорения, а потому владельцу следует промьИать98ЗР 7/98 ЭЛЕКТРОВАМПИРАант амперметра со световой индикацией. Тягаться с настоящим амперметром в точности "светофорчику" не под силу. Его достоинство - в удобстве пользования. Подключая между клеммой аккумулятора и снятым с нее проводом обычный амперметр, постоянно рискуешь уронить его куда-то в недра моторного отсека, да и качество электрических соединений при этом, как правило, оставляет желать лучшего. Кроме того, поочередно отключать электрические цепи и одновременно наблюдать за шкалой лежащего в "неустойчивой позе" прибора довольно неудобно. А при слуСопротивление нагрузки 26кОм ЮкОм 4,3 кОм 2,2 кОм 800 Ом 660 0м Ток утечки,мА0,46Потребляемый ток с подключенным прибором мА0,40,99 2,371,2 2,85,454,210,1 11,61518,183900м "Короткое замыкание-30,816,9-52чайном касании щупами амперметра клемм питания он немедленно сгорит. "Светофорчиком" пользоваться куда проще. Достаточно вертикально наживить его на "минусовую" клемму аккумулятора, а к снятому с нее проводу подцепить внешний зажим типа "крокодил" (фото 2). Уронить его можно только нарочно, а замыкания зажима на "плюс" он не боится. Концевые выключатели дверей нужно чем-нибудь "зажать", после чего можно начинать охоту на вампира. Итак, к удобству пользования приборчиком претензий нет. Попробуем теперь понять, что же он показыСостояние вает? Для испытаний в ласветодиодов бораторных условиях понадобился источник напряПрактически не горят жения, амперметр и набор Тление зеленого нагрузочных резисторов, Слабое свечение имитирующих ток утечки. зеленого Поочередно подключаем к Горит зеленый источнику различную наГорит зеленый Тление красного грузку и измеряем протеГорит зеленый кающий через нее ток при Слабое свечение напряжении питания 12 В. красного Затем подключаем послеГорят оба светодиода довательно с нагрузкой Горят оба светодиода "Джет-светофор", вновь измеряем ток и фиксируем состояние светодиодов. Результаты сведены в таблицу. Испытания показали, что "Джет-светофор" с приемлемой для такого примитивного изделия точностью "отработал" заявленные технические характеристики. Зеленый светодиод загорелся полным накалом при токе утечки в 5,45 мА, а красный - при токе утечки 30,8 мА. Отличать же на глазок "слабое" тление светодиода от "менее слабого" каждый волен по-своему. При ярком солнечном свете не увидишь того, что прекрасно заметно в сумерках, а заряженный аккумулятор выдаст большую нагрузку, чем подсевший. Подключение изделия в бортовую сеть значительно уменьшает реальный ток утечки. Это не удивительно - сопротивление настоящего амперметра должно быть на несколько порядков ниже. Поэтому не стоит пытаться померить с помощью "светофорчика" ток потребления, скажем, противоугонной системы - получится ерунда. Практическая область применения изделия - "ловля" относительно мощных потребителей электроэнергии. При этом вполне достаточно руководствоваться принципом "горят - не горят", не обращая внимания на промежуточные состояния светодиодов. В общем, "Джет-светофор" не то чтобы прибор, но вещь для автомобилиста небесполезная, к тому же недорогая. Подсказка для женщин: появился нетрадиционный подарок мужчине-автомобилисту.топливопроводы и бензобак. Это пожелание напомнило известный анекдот про мышиную отраву, для применения которой требовалось поймать мышь и дать ей понюхать ядовитый порошок... Впрочем, разработчикам виднее. Кстати, а как же эта штуковина действует? Скупые строки описания обошли этот вопрос стороной. Но не все потеряно недаром в упомянутой выше надписи фигурировал некий патент США! Прочитаем и разберемся, каким образом фильтрация топлива поднимает компрессию в цилиндрах... В патентной библиотеке нас немного огорчили - в Америке патенты нумеруются совсем не так. Мы не сдаемся и просим проверить номера заявок на выдачу патента. Увы, опять прокол: заявка с таким номером в списках не значится ... Вновь терзаем память компьютера и на всякий случай просматриваем товарные знаки - результат тот же. Работники библиотеки сказали, что больше всего указанные циферки напоминают им номер квитанции из прачечной. Желания ставить Титан" на машину поубавилось, но нужно довести дело до конца. Подопытную "шестерку" загнали в бокс, прогрели мотор и подключили к газоанализатору ГИАМ-27. Затем вместо штатного фильтра тонкой очистки топлива установили Титан", дали двигателю поработать 10-12 минут, после чего сделали повторные замеры. В заключение эксперимента вернули родной фильтр на место, погоняли двигатель еще десяток минут и снова замерили параметры. Частоту вращения двигателя дополнительно контролировали электронным тахометром ТХ-310. Результаты приведены в таблице. Итак, Титан" на поверку оказался жалким дистрофиком эффект от него равен нулю. Замерять компрессию мы не сталиПараметры Этапы 1-й замер (без Титана") 2-й замер (с Титаном") 3-й замер (без Титана")надписей! ...Пароход "Севрюга" из фильма "Волга-Волга" всем был хорош, но - боялся воды. Впрочем, товарищ Бывалов все-таки доплыл на нем до места назначения. А вот пользоваться устройством очистки топлива, которое не любит соринок и боитПри частоте вращения 2500 об/ми! 0,7-0,8 0,9-1,0 0,8-0,9 013-014 011-014 012-013На холостом ходу 0,4-0,5 0.6-0,7 0,5-0,6 008-009 006-008 006-008Уровень СО, % Уровень СН, ррт Уровень СО, % Уровень СН, рргг- топливо тут ни при чем. Жаль, ся бензина, мы все-таки не совечто разработчики Титана" этого туем. Если даже маленькая ложь порождает большое недоне знают. Увы, 50 рублей потрачены верие, то чего ждать от изделия зря. Из потрохов бедного Титас безграмотными характеристина" вытекают какие-то розовые ками, липовой патентной защикапли. Протираем уродца тряпщенностью и отвратительным кой... и перед нами предстает качеством изготовления? чистенький корпус безо всякихЗР 7/9899