198
199
200
РЕМОНТРАЗБИРАЕМ cQo<° КОРОБКУ ПЕРЕДАЧ "ОКИ"Вячеслав ЛУКЬЯНОВ. Технический центр ЗР "Тушино" Автомобили ВАЗ (КамАЗ, Се A3) 1111,11113. Обычные причины ремонта - затрудненное переключение или самопроизвольное выключение передач, повышенный шум, утечка масла. Чаще всего - это результат чрезмерного износа подшипников, шестерен, синхронизаторов и других деталей. О демонтаже коробки мы рассказали в ЗР, 1998, № 6 (вкладка "Своими силами"). Переборку коробки передач выполняем на столе, оборудованном тисками с прокладками на губках из мягкого металла или фанеры. Из инструмента необходимы: динамометрический ключ, ключи размером на "10" "13", "22" "30"; шлицевые отвертки, съемник подшипников, съемник стопорных колец.^rMMlС помощью шлицевои отвертки вынимаем из коробки передач корпус привода спидометра и ведомое зубчатое колесо. При утечке масла из Вынимаем пружины и фиксирующие шарики корпуса привода заменяем уплотнительное штоков переключения передач. кольцо и уплотнитепьную шайбу.Ключом "на 13" отворачиваем пять гаек крепле ния и снимаем заднюю крышку картера короб ки передач с прокладкой.Ключом "на 13" отворачиваем двенадцать гаек крепления картера коробки передач.Снятую коробку передач кладем на стол картером сцепления вниз. Ключом "на 13" отворачиваем три гайки крепления кронштейна подвески Тонкой шлицевои отверткой снимаем два стосилового агрегата и снимаем его. Вынимаем порных кольца с подшипников валов. масляный щуп.Снимаем картер с прокладкой.Ключом "на 10" отворачиваем гайку крепления корпуса привода спидометра.Ключом "на 13" отворачиваем три пробки с медными прокладками и ключом "на 22" отворачиваем и вынимаем датчик заднего хода.Снимать картер с направляющих втулок удобно двумя шлицевыми отвертками, используя их как рычаги с противоположных сторон картера. Прочищаем сапун вентиляции картера. Руками или отверткой включаем II передачу (крайний шток и вилка уходят от картера сцепления вверх, при этом шток можно снять с блокировочного сухаря). СвоимиСилами198ЗР 7/98 Через окна в корпусе механизма выбора передачи вынимаем два блокировочных сухаря большего диаметра. При необходимости со штоков можно снять головки, закрепленные штифтами.Ключом "на 10" отворачиваем два стопорных болта на вилках переключения передних передач.Выворачиваем ключом "на 13" три болта и снимаем втулку первичного вала коробки передач. Осматриваем и при необходимости заменяем сальник (D=40 мм) первичного вала. Затем осматриваем сальники левой полуоси (D=57 мм в картере сцепления) и правой (в картере коробки). При необходимости их заменяем. Проверяем работоспособность штока выбора передач. При дефектах рычага штока, течи масла через сальник (D=30 Вынимаем из картера сцепления оба вала одномм) при значительных люфтах штока в временно. корпусе сальника снимаем шток и заменяем дефектные детали новыми. Рабочие поверхности сальников и стыковочных плоскостей картеров не должны иметь повреждений.Вынимаем шток вверх и снимаем вилку переключения Iи II передач со скользящей муфты синхронизатора.Ключом "на 10" отворачиваем четыре болта меИзвлекаем дифференциал в сборе. ханизма выбора передач. Ключом "на 13" отворачиваем рычаг штока (посажен на клей ТБ-1324 с моментом затяжки 20fi-25,5 Н-м) и вынимаем шток вместе с шарниром и чехлом из картера сцепления.Снимаем механизм в сборе с оставшимися штоками. Снимаем шестерню заднего хода и магнит. Дефектуем подшипники первичного (66-42204Е) и вторичного валов (66-42205АМ) коробки передач. Д о ­ пустимый радиальный зазор подшипников - не более 0,05 мм, а их качение должно быть плавным, без заеданий. При выпрессовке наружного кольца подшипника вторичного вала разрушается пластмассовый маслосборник. Переворачиваем картер Вынимаем шток переключения IIHV передач с сцепления и вынимаем вилку привода блокировочным сухарем маленького диаметра сцепления, предварительно сняв реи шток включения задней передачи. зиновый чехол. СвоимиСьламиСнимаем заглушку с рычага выбора передач, вынимаем из него пружину, упорную шайбу и стопорный шарик. Ключом "на 10" отворачиваем болт крепления оси рычага и вынимаем ось. Удалив стопорную шайбу, снимаем вилку заднего хода. При сборке необходимо установить пружины на ось в первоначальной последовательности, так как они разной жесткости. Для отличия одна пру-ЗР 7/98199 жина (правая на фото 20) оцинкована, а другая - без покрытия. Осматриваем валы коробки передач. Проверяем шариковые подшипники (6-50205ЕУ), состояние зубьев шестерен, работоспособность синхронизаторов. Шестерни и синхронизаторы не должны иметь повреждений или недопустимого износа, а ступицы и муфты синхронизаторов - признаков заедания. Незначительные неровности и заусенцы можно устранить шлифовальной шкуркой зернистостью 100-400 или бархатным напильником. На первичном валу заменяем только подшипник. При необходимости замены каких-либо деталей вторичного вала разбираем его....блокирующее кольцо IV передачи и синхронизатор третьей и четвертой передач...При наличии дефектов разбираем дифференциал. Для этого специальным съемником удаляем два стопорных кольца с оси сателлитов и выбиваем ось из коробки дифференциала.Вынимаем сателлиты, зубчатые колеса и регулировочные шайбы из коробки дифференциала. Сборку проводим в обратной последовательности. Осевой зазор шестерни полуоси не должен превышать 0,1 мм, а момент сопротивления проворачиванию шестерен - 14,7 Нм. При увеличенном за...блокирующее кольцо и шестерню III передачи. зоре заменяем регулировочные кольца на большие по толщине. Аналогично снимаем детали II иI передач.Закрепляем вал вертикально за его шестерню в тисках с прокладками из мягкого металла, расконтриваем острым бородком гайку и отворачиваем ее ключом "на 30". Для разборки синхронизатора руками выдавлиСъемником снимаем внутренние кольца кониваем ступицу из муфты. При этом выскакивают ческих подшипников (6-7707У) с коробки дифференциала. блокирующие шарики, пружины и сухари. После замены дефектных деталей собираем вал в обратной последовательности. Сборку синхронизатора удобнее проводить вдвоем: вставляем пружины, сухари и шарики в ступицу на консистентной смазке; ступицу в сборе устанавливаем на муфту (располагая шарики напротив выемок большей глубины на внутренней поверхности муфДвумя отвертками или съемником снимаем ты); тонкой отверткой последовательно подшипник... утапливаем шарики в сухари и вводим их в муфту; окончательно осаживаем ступицу в муфту, чтобы шарики "защелкнулись" в выемки. При установке синхронизаторов на вал необходимо выставить блокирующие кольца так, чтобы те полностью утапливались в муфту (на блокирующих кольцах имеются выступы разной высоты, обращенные в сторону муфты). Гайки на валах затягиваем моментом 120,8-149,2 Нм. При необходимости можно удержать вал от проворачивания в тисках за шестерню L передачи, предварительно затем - упорную шайбу, шестерню IV передачи включив передачу, для чего опускаем и роликовый подшипник... вниз скользящую муфту. Подшипник дифференциала со стороны ведущей шестерни привода спидометра спрессовываем после снятия шестерни, для чего нужно отжать фиксирующие усики до выхода их из кольцевого паза коробки дифференциала. Съемником извлекаем наружные кольца подшипников из картеров коробки передач и сцепления. Под наружным кольцом подшипника в картере сцепления стоит регулировочное кольцо, обеспечивающее предварительный натяг подшипников 0,25 мм. Толщину регулировочного кольца приходится подбирать в случае замены коробки дифференциала, его подшипников, картеров сцепления или коробки передач. Это требует выполнения следующих операций: - вместо штатного кольца устанавливаем калиброванное, толщиной С=1,25 мм; - устанавливаем дифференциал в картер сцепления и, закрыв его картером коробки передач, затягиваем гайки моментом 24,5 Н-м; СвоимиСилами 14200ЗР 7/98