175
СКОПЬКО ГРЛ/ТУОД li ШТЯКШЕсли двигатель издает легкие щелкающие звуки при наборе оборотов, то говорят: звенят пальцы.Сергей МИШИН. Рисунок Эдуарда Конопа Это весьма распространенное заблуждение - поршневые пальцы тут ни при чем. Такой звук свидетельствует об очень быстром, взрывном сгорании топлива, называемом детонацией. Она вредна для двигателя, так как способна привести к серьезным разрушениям, вплоть до поломок поршневых колец, перемычек поршней и так далее. Об этом журнал писал неоднократно. Вернемся же еще раз к этой теме, применительно к автомобилям Волжского заЯИ вода. Когда угол опережения зажигания точно соответствует режиму работы двигателя (во всем диапазоне оборотов и нагрузок), причина взрывов в цилиндрах кроется в топливе с недостаточно высокими антидетонационными свойствами, иными словами - с низким октановым числом. Однако детонация случается и при нормальном топливе с октановым числом 92 или 91. Дело здесь в том, что рабочий процесс вазовских моторов создавали в расчете на "93-й" бензин. В те времена не знали, что кроме "93-го" появятся еще АИ92, А-92, АИ-91. Мало того, вероятно, в 1999 году войдет в действие новый ГОСТ на топливо: исчезнет "93-й" бензин, останутся АИ-98, АИ-95, АИ-91 и уже АИ-80. Разумеется, многие будут покупать что подешевле. Поэтому на ВАЗе заблаговременно озаботились этой проблемой и успешно ее решили. На основе исследований конструкторы рекомендуют менять начальные углы опережения зажигания, чтобы спокойно ездить, к примеру, на АИ-91. Об этом, кстати, сказано в инструкциях машин, сходящих с конвейера. Отмечу: способность противостоять детонации у каждого типа вазовского двиопережения зажигания немного снижаются мощность и крутящий момент двигателей. На "91-м" бензине больше всех теряет в мощности двигатель 1,5-литровой "Самары" - 3,3%. ВАЗ-21011 (1,3 л) вообще ничего не теряет. Крутящий момент меньше всего снизится на "жигулевском" "ноль одиннадцатом" моторе (1,3 л) 1,5%, а на "восемьдесят третьем" он упадет на 5,6%. Расход топлива на установившихся скоростях 90 и 120 км/ч возрастет на 0,7-4,1%. Интересно, что у двигателей 21011 и 2106 он может даже снизиться в пределах 1-8,6%! Дело в том, что для этих моторов угол опережения зажигания под бензин АИ-93 в свое время подбирался по комплексу показателей, из которых расход топлива не являлся решающим. В заключение отмечу, все указанные отклонения укладываются в допуск, предусмотренный техническими условиями на автомобили ВАЗ: время разгона не увеличится более чем на 5%, а расходы топлива - на 10%. Рекомендуемые углы опережения зажигания для разных двигателей ВАЗДвигатель 2101 21011 2103 2105 2106 21021 21213 2108 21081 21083 1111 Угол для АИ-93 +4*1 +4±1 +4+1 +411 +411 +4+1 +311 +111 +611 +411 для АИ-91 +211гателя своя, зависящая от формы камеры сгорания и степени сжатия. Поэтому инженеры корректировали углы опережения зажигания для всех моторов - как у "самар", так и "жигулей" - индивидуально (см. табл.). Если двигатели классических машин заправлять топливом на единичку меньше положенного ("93-го"), то следует уменьшить угол на два градуса (кроме ВАЗ2101 - там всего на один градус). Следовательно, АИ-91 требует уменьшить угол на 4 градуса (для "первого" мотора - на два). Для двигателей "самар" несколько иначе. С "91-м" бензином угол опережения зажигания на ВАЗ-21083 (1,5 л) нужно уменьшить на 4 градуса, на 2108 (1,3 л) на 2и на 21081 (1,1 л) - на 5 градусов. Самыми терпимыми к АИ-91 оказались моторы "Нивы" ВАЗ-21213 (1,7 л), где необходимо уменьшить угол на один градус, и двухцилиндровый "Оки" ВАЗ-1111 тут вообще ничего не надо трогать. И все же мотор мотору рознь, даже если они одного типа и объема. Возможно, кому-то придется отступить от рекомендуемых регулировок. Естественно, из-за уменьшения угла011 011011011 011+211 -111 +111011 011011ЗР 7/98175