РЕФОРМА...Г АИ БОЛЬШЕ НЕТ.ДА ЗДРАВСТВУЕТ ГИБДД?Руководство страны решило в пожарном порядке менять юридические основы существования ГАИ. В течение одного месяца подписаны два документа: Указ Президента РФ и Приказ министра МВД РФ.Дмитрий ЖЕРНОВ Что же конкретно они могут изменить в жизни автомобилистов? Начнем с Указа. Президент потребовал "принять меры по установлению единой системы правил, стандартов и технических норм в области безопасности дорожного движения". Говоря обычным языком - покончить с законодательным хаосом на дорогах, для чего нужно пересмотреть не только устаревшие ГОСТы, но и все ведомственные документы, которые противоречат законам государства. Далее Указ переименовывает ГАИ в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД) и утверждает "Положение о ГИБДД". Приказ министра МВД № 329 "О реформировании деятельности ГАИ МВД РФ" от 1.06.1998 года более конкретен и имеет прямое отношение к нам, водителям. Перед государственной дорожной инспекцией поставлена очень актуальная задача - защита законных прав и интересов участников дорожного движения. Отныне сотрудники милиции имеют только шесть поводов остановить ваш автомобиль. Перечислим их с краткими замечаниями. Повод первый. "Нарушение Правил дорожного движения водителями или пассажирами". Понятно, нарушил - отвечай. Правда, невыясненным остается вопрос о доказательствах нарушения. Видно, это дело будущего: с принципом презумпции невиновности у нас всегда были проблемы. В Методических рекомендациях по применению приказа сказано, что "представлять доказательства" (своей невиновности) - обязанность водителей (?). Повод второй. "Наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя. пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления" (см. ниже). Повод третий. "Нахождение ТС в розыске, а также наличие данных об использовании ТС в противоправных целях". Интересно все же, где грань между субъективным ощущением и реальным нарушением? Неплохо бы обязать сотрудников милиции оформлять свои подозрения (а равно "наличие данных") как документально подтвержденные доказательства. Повод четвертый. "Необходимость опроса водителя и пассажиров об обстоятельствах ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются". Вроде понятно. Надеемся, что не придется отдельным приказом давать определение "очевидец". Повод пятый. "Выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении движения". Туманно. Надо полагать, это относится к случаям типа: рухнул дом, объявили территорию карантинной зоной, по улицам шествуют демонстрации и всякие стихийные, но временные бедствия. Повод шестой. "Необходимость привлечения водителя или ТС для оказания помощи другим участникам движения или сотрудникам милиции". Единственный пункт, по которому нет вопросов. Кроме того, в приказе отдельной строкой сказано о проверке документов на стационарных постах. Только там у водителя могут потребовать предъявить документы и учинить досмотр автомобиля. Таким образом Приказ предполагает покончить с практикой бесцельной остановки автомобилей и последующим "поиском" ее причин. Далее: "Остановку ТС в иных случаях расценивать как нарушение служебной дисциплины". Интересно, кому расценивать? Есть еще один пункт (№ 6). о котором должны быть информированы водители: "Запретить сотрудникам дорожно-патрульной службы ГАИ МВД РФ проверку содержания окиси углерода в отработавших газах двигателя, а также технического состояния ТС, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр". Запрещено только сотрудникам ДПС, а остальным? Закон "О милиции" никто не отменял. Поэтому все-таки получается, что любой милиционер может вас остановить и потребовать документы. А громкие фразы типа: "На дороге останется только ГАИ", мягко говоря, не соответствуют действительности. Другое дело - контроль за соблюдением ПДД. Вот это (согласно пункту № 5) - исключительная компетенция сотрудников ГИБДД и участковых инспекторов. Но кто ответит, где начинается контроль и заканчивается охрана общественного порядка? Тем более, что в Приказе сказано: 'Сотрудники других служб милиции могут осуществлять указанный контроль в случаях введения в действие специальных планов, а также выполнения совместно с сотрудниками ГАИ задач, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности, по решению (! - ред.) руководителя ОВД". Не так все безоблачно с проверкой технического состояния автомобилей на дорогах. Откроем Методические рекомендации по разъяснению Приказа: "Отступления от данного требования возможны... при наличии на ТС визуально обнаруживаемых технических повреждений...". Вот и разберись... В принципе, при нормальном подходе все пункты Приказа можно исполнить в полном соответствии с Главной Задачей: "Защита законных прав и интересов участников дорожного движения", где, кстати, одна из обязанностей инспектора определена как "Помощь участникам дорожного движения". Смогут ли командиры МВД сориентировать подчиненных "в свете выполнения решений..." на кардинальное изменение их деятельности или все останется как прежде? Поживем - увидим6ЗР 8/98