190
191
192
193
РЕМОНТПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА "ЖИГУЛЕЙ"Вадим ПИСКУНОВ. Технический центр ЗР "Можайский' От технического состояния деталей передней подвески и рулевого управления автомобиля в первую очередь зависит безопасность движения. Поэтому им - особое внимание. И не стоит тянуть с очередным техническим обслуживанием - себе дороже выйдет. Чуть опоздал с заменой изношенных шаровых опор, сайлент-блоков и других "расходных" деталей - начнут разрушаться более дорогостоящие. Первые признаки скорого ремонта - посторонние стуки, машина не держит дорогу, неравномерный износ протектора передних колес. Регулировка углов установки колес не помогает. Дальнейшая эксплуатация может привести к появлению трещин на нижних рычагах передней подвески. Детали с такими дефектами придется менять. Для работы не нужны особо сложные приспособления, но чтобы облегчить некоторые операции, мы изготовили несколько простейших. Подобные сегодня можно купить ив автомагазинах, и на рынках. Ставим переднюю часть автомобиля на подставки. Снимаем колеса. Открываем капот.Сжимаем пружину, заворачивая гайку приспособления "свечным" ключом. Сжать пружину можно еще одним "народным" способом. Под шаровую опору нижнего рычага устанавливаем домкрат (гидравлический, винтовой). Поднимая им рычаг до отрыва кузова автомобиля от подставки, сжимаем пружину. Надежно, в несколько витков, связываем двумя стяжками из мягкой стальной проволоки диаметром 2 мм крайние витки и освобождаем домкрат.Через люк брызговика колесной ниши ключом "на 17" отворачиваем гайку верхнего крепления амортизатора, удерживая шток от проворачивания ключом "на б".Ключом "на 13" отворачиваем две гайки крепления кронштейна амортизатора к нижнему рычагу подвески... Ключом "на 13" отворачиваем две гайки крепления обоймы стабилизатора поперечной устойчивости...Снимаем прижимную чашку и резиновый демпфер.Вставляем через отверстие верхнего крепления амортизатора болт приспособления (рис. 1), а его опорный брус - между нижниСнимаем с торсиона резиновую подушку. Повторно она не используется, ибо точно не встами витками пружины. нет на прежнее место.190ЗР 8/98>имии!лами Ключом "на 22" ослабляем гайки крепления шаровых опор (1-1 fi оборота).Повернув поворотный кулак на шарнире рупевой тяги, закрепляем его так, чтобы не натягиКлючом "на 19" отворачиваем две гайки крепвался тормозной шланг. ления оси к балке.Приспособлением (рис. 2) распираем пальцы шаровых опор. Двумя ключами "на 22" отворачиваем... t at EOtrioN 30 S22,4*.l tСнимаем рычаг вместе с осью, отметив количество регулировочных шайб, которые при сборке установим на свои места (между осью и балкой).k - *Sfi,t t'ТДМД•j\q_Bl£4-Л Ls.«.1 tii\, 25 J ,130 Alt/ S22I°j °HРис.2_С!и_ . - iПредварительный натяг можно создать и по-другому, забив стальной клин между торцами шаровых пальцев через проставку.Для замены резинометаллических шарниров рычагов мы пользовались болтом - съемником и специальными оправками (рис. 3). Но можно обойтись подходящими отрезками труб, шайбами, болтами. Молотком и выколотками лучше не стучать - от ударов может нарушиться геометрия деталей. Заменяем сайлент-блоки новыми, если: - несоосны внутренняя втулка и наружная обойма шарнира (деформация резины); - отслоилась и растрескалась резина; - прослаблена посадка в проушину рычага обоймы сайлент-блока...и вынимаем болт крепления верхнего рычага.Ударив молотком по одной, затем, восстановив натяг, по другой бобышке поворотного кулака, освобождаем конусы шаровых пальцев от поКлючом "на 22" ослабляем две гайки под оси садки и окончательно отворачиваем их гайки. нижнего рычага. —':уг"ЛВыпрессовываем каждый шарнир верхнего рычага приспособлением (рис. 3). Новый запрессовываем до упора продольных ребер обоймы в рычаг.Двумя ключами "на 13" отворачиваем по три болта крепления шаровых опор к рычагам. 13 СлоимиСиламиМонтажкой отжимаем и переводим конец торсиона через шпильку рычага (мешает при демонтаже последнего).ЗР 8/98191 Для замены сайлент-блоков нижнего рычага подвески отворачиваем гайки и снимаем шайбы с оси.I•t Шf*• " *^LМожно демонтировать шарниры с рычага прес- Расшплинтовываем сом (струбциной или тисками подходящих размеров)....и ключом "на 22" отворачиваем корончатую гайку. Наворачиваем на резьбу оси болт-съемник (рис. 3) и... Для установки новых сайлент-блоков надеваем на ось специальные колпачки (отрезки трубы с шайбами). Своими торцами они упираются в металлическую отбортовку шарнира. Между проушинами рычага устанавливаем распорку.Выдавливая струбциной (рис. 4) шаровой палец из поворотного рычага, ударом молотка по бобышке (вдоль оси рычага) разъединяем узел. Равномерно затягивая штатные гайки, осаживаем шарниры до упора отбортовок в рычаг.25.ШщШарниры рулевых тяг в "Жигулях" - неразборные. При осевых перемещениях наконечников относи...заворачивая на нем гайку, выпрессовываем тельно пальцев более 1,5 мм меняем шарнир. Этой оснасткой можно работать и не все три тяги. снимая рычаг с автомобиля!иииf^>Сборка рычажного механизма - в обратной последовательности. Допускается установка шаровых опор, бывших в эксплуатации, но без осевого люфта. Иначе на кочке из "шаровой" может выскочить палец. Последствия, автомобили с "вывихнутыми" колесами, можно часто видеть на проезжей части. Гайки осей рычагов нужно затягивать только при номинальной нагрузке на подвеску - втулка сайлентблока может поворачиваться относительно обоймы, без разрушения резинового заполнения, всего на 15° в каждую сторону.• В•,192ЗР 8/98СвоимиСилами14 Отсоединить тягу можно и ударом по торцу пальца через проставку, установив как можно ближе к шарниру упор под рычаг. Маятниковый рычаг и сошку, недоступные для прямого удара, разъединяем так же, но через более длинную проставку. При износе втулок маятникового рычага в движении слышен характерный стук со стороны правого лонжерона.ГзбL'.иввм*."Снимаем поджимные пружины... ..и извлекаем вал с рычагом из корпуса.Для удобства замены втулок маятникового рычага снимаем его, отвернув ключами "на 17' два болта крепления к лонжерону. Заменяем две полимерные втулки и два резиновых уплотнения, обильно смазав новые консистентной смазкой С'Литол-24", ЦИАТИМ-201). Корончатую гайку заворачиваем до прилегания фланцев втулок и опорных шайб. ^Щ^ш^ттлЛ 9^У...и через стальной стержень выколачиваем пальцы. Для этого иногда нужно легко обстучать молотком посадочные места пальцев (указаны стрелками).33'~~ "^При замене смазки или подшипников ступицы колеса не миновать демонтажа суппорта дискового тормоза. Для этого^B^V4Вынимаем шплинт... Отверткой утапливаем поршни в тормозные цилиндры... 344&i^JSt'*Ч* ...и ключом "на 19" отворачиваем поджимную гайку.Снимаем опорную шайбу... 15 СвоимиСилами...и извлекаем шплинты.Отгибаем языки стопорных пластин..ЗР 8/98193