230
10P}J\03 AОтказ тормозов - это почти всегда критическая ситуация, а часто и тяжелое дорожное происшествие. Как его избежать или отделаться царапиной? Вспомним приемы, выработанные не одним поколением автомобилистов.Анатолий БОГОМОЛОВ1ЛшШно охлаждалась воздухом, а затем снова резко нажимать. Конечно, тормозной путь будет длиннее, но все же во много раз меньше, чем свободный выбег машины. Если дело не в оплавлении колодок, то не остается ничего другого, как пытаться "прожать" педаль - возможно, повезет, и тормоз заработает. Так случается, когда замяты тормозные трубки (наскочили на камень, бугор, ухаб). При этом обычно машину еще и уводит в сторону. И в этом случае на помощь могут прийти "ручник" и коробка передач. Если после одного из подобных "фокусов" тормоза вдруг сами собой пришли в норму, немедленно проверьте систему, не оставляя это дело на потом. Ситуация 2. Вы едете по городу в час пик. И вдруг на спуске, вблизи перекрестка, когда поток останавливается на "красный", ваша машина продолжает уверенно догонять стоящие автомобили. В отличие от предыдущей ситуации, запаса времени и достаточного пространства впереди ужеСитуация 1. Представим, что тормоза "кончились" на незагруженном шоссе, когда вы решили сбросить скорость, скажем, перед выбоиной или перебегавшей дорогу собакой. Педаль "провалилась". Нажали еще раз - жесткость не восстанавливается, но машина стала чуть-чуть замедлять ход. Скорее всего, повреждена тормозная магистраль, точнее, один из ее контуров. ВРис.1 этом случае не отпускайте педаль до полной остановки, нажимать еще раз терять время. Помочь рабочей тормозной системе можно "ручником" и мотором, если включать пониженные передачи. Торможение двигателем наиболее эффективно на скользком покрытии, так как позволяет контролировать машину тягой на ведущих колесах. Включать передачи, например, на "Жигулях" можно по такой схеме: при 70-110 км/ч - III, при 40-70 - II, от 40 и ниже - 1 , а отпускать сцепление тем плавней, чем слабее сцепление колес с дорожным полотном. Только не дергайте "ручник" резко, а тяните его по возможности плавно -с испуга можно запросто оборвать трос или сломать оболочку. Тогда от ручного тормоза помощи не жди. Иногда педаль тормоза встает колом: сколько ни дави, реакция нулевая. Так бывает, если колодки замаслятся, материал накладок по причине низкого своего качества намокнет или, хуже того, от интенсивного торможения начнет плавиться, образуя между .Ж^"--' /^%& трущимися парами отличную MjL смазк *«г 2Ь/ЁШШЫЁк У - Убедиться, что колодки перегрелись, просто. С высокой скорости машина в первые секунды начинает нормально замедляться (например, со 120 до 80 км/ч), а затем торможение прекращает, несмотря на усилие, приложенное к педали. В этом случае остается одно тормозить прерывисто. Но, в отличие от деликатного торможения на льду, здесь нужно педаль полностью (на долю секунды) отпускать, чтобы поверхность колодок хоть недолго,230ЗР 8/98