192
193
ОБОРУДОВАНИЕ"САННЕН": ИДЕАЛЬНЫЕ ЦИЛИНДРЫСпециалисты по ремонту двигателей из московской фирмы "Иномотор" могли тратить валюту на классное часто делятся опытом на наших страницах. Но знания своего дела оборудование. Именно с появлением и профессионализма еще недостаточно для успешной работы вертикально-хонинговального станка необходимо хорошее оборудование и инструмент. О станках, которыми "Саннен" и возник такой термин, как располагает "Иномотор", рассказывает технический директор фирмы плосковершинное хонингование, то Владимир ХРУЛЕВ. есть создание на поверхности цилиндров микрорельефа для удержания Покупая недорогую подержанную шатунов, коленвалов и т. д. Это многосмазки и повышения износостойкости иномарку, наш автолюбитель обычно кратно уменьшает время установки (увеличения ресурса мотора). Хотя, по отдает себе отчет, что капитальный редеталей - никакой специальной оснасути, никакого другого хонингования монт ее двигателя не за горами. Наистки для изделий разных размеров и цилиндров быть не должно. более популярные у нас 8-12-летние конфигурации изготавливать не требуНа сегодняшний день наиболее машины наверняка намотали на спидоется. Обрабатывающие головки с инполным комплектом оборудования метры сотни по две тысяч километров - струментом быстро и точно настраива"Саннен" в России располагает, по-ви"дачники" и "подснежники" в Европе не ются по элементам самой детали, поэдимому, наш "Иномотор" Помимо чеводятся, автомобили там покупают для тому ошибки при обработке (несоостырех крупных станков на фундаментого, чтобы ездить. Хорошее состояние ность, непараллельность и пр.) исклютах, есть два настольных и множество кузова, салона и ходовой части отнюдь чены. других приспособлений и стендов не означает, что и движок тоже как ноЛучшие станки такого типа - аме"Саннен" для разборки, измерения и венький. Сотни часов быстрой езды по риканские, что объяснимо давними обработки ремонтируемых деталей. Но автобанам не прошли для него бестрадициями ремонта двигателей в обо всем по порядку. следно - еще сохранив былую бодСША. Тамошние моторы изнашиваютВ цехе металлообработки площарость, он уже начинает потихоньку пося гораздо быстрее автомобилей в це- дью 400 м2 , разумеется, есть универедать масло, напоминая власальное оборудование: три токарных дельцу о бренности жизни востанка, два фрезерных, два сверобще и технических устройств лильных, аппаратура для всех видов в частности. Вспоминая былой сварки, прессы, верстаки, печи и т. д. опыт ремонта "жигулевского" Но главная наша гордость - целое сомотора в местном автосервисе звездие красавцев с берегов Мисси(после которого тот вскоре сипи. Из них самый нужный и дорогой вновь задымил), нынешний ($60 000) - вертикально-хонинговладелец иномарки призадувальный станок "Саннен" CV-616 (фомается: "А можно ли доверять то 1) для обработки цилиндров. Важим чудо немецкой техники?" нейшее его качество - высокая производительность. Станок снимает до Отдавая в ремонт двига0,3 мм металла в минуту, автоматичетель, уместно полюбопытствовать, на каком оборудовании будут обрабатывать его детали. Неспроста хозяин американского автосервиса, Станок "Саннен" CV-616 - для хонингования принимая на работу механикрупных деталей (блоков цилиндров). ка, оценивает его личный комплект инструмента. Большой, дорогой набор - значит, и мастер лом, оно и понятно - огромсерьезный. Так и здесь: если в цехе ные расстояния, большие стоят дорогие импортные станки, - пробеги. Старейший из прозначит, фирма преуспевающая, в коизводителей станков для реторую клиент идет за хорошим качестмонта - компания "Саннен" вом. Ну а если вы видите замызган(Sunnen, Сент-Луис, штат ные, покрашенные кистью агрегаты Миссури), на оборудовании 50-х годов, можно быть уверенным - которой еще в начале века внутреннее содержание отремонтирорастачивали и шлифовали ванного мотора будет соответствовать детали первых "фордов" Росвнешнему образу этого предприятия. сийским авторемонтникам эта Главная особенность зарубежных станков - они не универсальные, как отечественные, а специальные, то есть созданы для обработки конкретных деталей двигателей: блоков цилиндров, фирма известна давно, с застойных времен, ее станки стояли в автохозяйствах ЦК, Совмина и прочих властных структур. Увы, только ониСтанок "Саннен" LBB-1660 - горизонтальное хонингование гильз, шатунов, втулок.192ЗР 9/98СвоимиСвлами30 ски исправляя овальность и конусность цилиндров, поэтому предварительная расточка блока уже не нужна. По достижении заданного ремонтного размера станок сам прекращает обработку. Устройство хонинговальной го ­ ловки "Саннен" показано на рисунке. Шлифовальные бруски могут быть сделаны из разных по твердости и зернистости материалов. Например, для обработки чугунных блоков и гильз "Саннен" рекомендует карбид кремния, для закаленной стали - к о ­ рунд или боразон, а для твердых сплавов - алмаз. Направляющие башмаки головок обычно сделаны из стали или бронзы. Скорость вращения хонинговальной головки станка CV616 - 125-310 об/мин. При этом она совершает еще и возвратно-поступательные движения с частотой 41-80 ходов в минуту и длиной хода до 228 мм (9"). В зависимости от размеров головки станок может обрабатывать отверстия диаметром от 19 до 203 мм (3/4-8"). Для охлаждения инструмента в рабочую зону подается специальное хонинговальное масло (около 30 л/мин), поставляемое также Гц фирмой "Саннен" CV-616 обрабатывает блоки всех типов (в том числе V-образные и оппозитные) длиной до 1100 мм, причем любой из них можно установить и закрепить на станине всего за три минуты. Второй по важности - горизонтально-хонинговальный станок LBB-1660 за $14 000 (фото 2). Он предназначен для обработкилюбых съемных деталей двигателя, будь то мокрые гильзы, цилиндры моторов воздушного охлаждения, головки шатунов, втулки клапанов и коромысел, а также любых других деталей с внутренней цилиндрической поверхХон ностью, например из гидросистем тормозов и сцепления. Диапазон обработки диаметров: от 10 до 165 мм (3/8 - 6 1/2"). Как иу модели 616, здесь предусмотрено быстрое закрепление деталей любых конфигураций, автоматическое исправление овальности и Изделие обработка сразу в заданный размер без предварительной расточки. Станок VGS-20 (фото 3) стоит $30 000, используется для комплексного ремонта головок блока цилиндров, полностью заменяя собой несколько более мелких станков, также выпускаемых фирмой "Саннен" Специальные зажимы надежно фиксируют головку блока на станине. Встроенная пневмосистема приводит механизм перемещения не только шпин-Направляющий башмакХонНаправляющий башмактолетом запрессовывают седла и втулки клапанов. Обработку седел (диаметром 17-64 мм) станок делает за один проход специальным профильным резцом, причем пилот резцовой головки базируется без зазора в отверстии направляющей втулки клапана, что обеспечивает полную со ­ осность деталей после сборки. Наконец, четвертый крупный станок - СВ-24000 стоимостью $35 000 (фото 4) - для расточки постелей подшипников коленвапов и распредвалов, в том числе и ступенчатых, диаметром от 25 до 90 мм (1 - 3 1/2"). Максимальная длина обработки - 775 мм. Для моторов отечественных автомобилей этот станок вряд ли потребуется сильно изношенные детали дешевле заменить на новые. Но владельца иномарки мы избавим от дорогостоящей покупки блока или головки - для расточенных постелей в продаже есть ремонтные вкладыши, а распредвалы мы наплавляем и шлифуем под ремонтный размер.О прочем оборудовании "Саннен" которое мы применяем, расскажу вкратце. Например, стенд для разборки головок блока CHW-40 позволяет Станок "Саннен" СВ-24000 растачивает помгновенно рассухарить клапаны пневстели подшипников коленчатого и распредмоинструментом, не потеряв ни одного валов. сухаря (они удерживаются магнитом). Станок VR-7000 шлифует клапаны людельной группы, но и вспомогательбых автомобильных двигателей, а ных приспособлений для разборки и CRG-780 - плоскости разъемов шатусборки. Например, направляющие нов и постелей коленвала. Есть у нас и втулки клапанов выпрессовывают приспособления для правки погнутых пневмопистолетом, то есть вместо неколенвалов, шатунов, а также некотоскольких тяжелых ударов кувалдой рые специальные приборы, например (что чревато повреждениями) наносят магнитный дефектоскоп. С его помосерию легких, что напоминает высощью можно обнаружить скрытую трещину шейки коленвала и вовремя отСтанок "Саннен" VGS-20 обслуживает головки. кочастотную вибрацию. После обрабраковать негодную деталь. ботки посадочных гнезд этим же пис-31СвоимиСвл!амиЗР 9/98193