121
СМОТРИТЕ, КТО ПРИЕХАЛ!КОСМОНАВТ РЕМЕК УЧИ ПИЛОТАЖУ... НА "ПОБЕДЕ"Алексей СОЛОПОВ Двадцать лет назад, в марте 78-го, к двум сверхдержавам, отправившим своих граждан в космос, добавилась еще одна страна. В соответствии с программой "Интеркосмос" очередной "Союз" был укомплектован международным экипажем Алексей Губарев - Владимир Ремек. Вернувшись на Землю, чехословацкий космонавт, в соответствии с тогдашней традицией, помимо "домашних" наград был удостоен звания Героя Советского Союза. Сегодня на политической карте мира нет ни СССР, ни Чехословакии, а профессия космонавта потеряла былой романтический ореол. Но наш собеседник остается героем не только номинально, но и по сути - как всякий, побывавший там. И хотя поводом для разговора стали события самые что ни на есть автомобильные, Вселенная не могла не обнаружить своего присутствия. невероятной удачи - что попал в отряд космонавтов, в основной экипаж, в полет. - К сожалению, мы часто больше знаем о послеполетной судьбе американских астронавтов: те, как правило, уходят в бизнес. Как складывается жизнь космонавтов? - Большинство продолжает работать, а должности занимают самые разные, вплоть до военных атташе при посольствах. Те, кто помоложе, надеются слетать еще хоть разок, все остаются членами Международной ассоциации участников коснаших подразделений изготавливает комических полетов. Советские и российские робки передач для "Шкоды-Фелиция" (а она космонавты по большей части по-прежнему здесь весьма популярна). Но я считаю, что при космосе. Уходят ив политику, как Витапо России надо ездить на российском автолий Севастьянов и Светлана Савицкая, и в мобиле. С уровнем квалификации ваших бизнес, как Алексей Леонов. инженеров я знаком не понаслышке, а ктолучше них может знать те дороги, для кото- Вы представляете в России интерых они делают автомобили? Словом, езжу ресы фирмы "ЧеЗет" - марки, достаточна но известной своей спортивной мототех"Волге" ГАЗ-3102 со 150-сильным ЗМЗникой. Мальчишеская любовь или жаж406. Бесспорно, "Шкода" была бы проворнее, маневреннее и экономичнее. Но вот да риска? "терпеливее" ли? Кстати, ездить я учился - Увы, "ЧеЗет", можно сказать, мотоци- Программу "Интеркосмос" в перестроечные годы часто ругали за "бесклами больше не занимается. Здесь и измена отцовской "Победе", так что с маркой нившаяся ситуация на рынке, и некоторые "ГАЗ" знаком близко и давно. Вообще же в платное катание" по политическим моошибки при приватизации. А я на фирму семье были и "жигули", и "шкоды". тивам граждан из братских стран. Как - В последнее время чешские машиностроительные фирмы заметно активизировались вокруг российской автомобильной индустрии. Чем это вызвано? - Наступило время прагматиков. Связи с Россией у нас всегда были сильны. Кроме того, познавшим социалистическую экономику чехам проще понять русских коллег, чем, например, немцам или американцам. Да и языковый барьер пониже. В общем, дружить - выгодно. И не только в космосе. Повторить полет Гагарина для двенадцатилетнего мальчишки стало мечтой. Сын военного летчика, Ремек окончил высшее летное училище в Кошице, затем - Военновоздушную академию, уже в СССР. Отсюда попал в отряд космонавтов (кандидатов от Чехословакии было сто, прошли Владимир Ремек и Олда Пелчак). Сегодня Чехия вошла в НАТО, потребность в военных летчиках сократилась, богатых частников с собственными самолетами что-то пока не заметно. Увидит ли другой чешский мальчишка матушку-Землю со стороны?пришел отнюдь не из любви к мотоциклам. Мне как раз хотелось, чтобы моя новая работа хоть как-то была связана с космосом или авиацией. В Москве я представляю турбинное направление нашей фирмы. Правда, турбины эти не авиационные. Мы изготавливаем нагнетатели для автомобильных и тракторных двигателей. В России активно сотрудничаем с большинством автомобильных и моторных заводов, а с ГАЗом создали совместное предприятие. Первоначально ориентировались на средние грузовики но, как известно, производство дизельных двигателей для них свернуто. Теперь занимаемся наддувом моторов "Штайр". Наших партнеров с австрийской и российской сторон удовлетворяет как качество чешских - Зато испытали ощущения, землятурбокомпрессоров, так и цена. Поставлянам в массе недоступные. Как там - во ем также цепи привода газораспределиВселенной? тельного механизма для мотора ЗМЗ-406. - Могу со всей ответственностью зая- На чем покоряет российские провить, что лично убедился в "круглости" Земли. Ни Господа Бога, ни инопланетян не висторы чешский космонавт? дел. Что касается полетных ощущений, то - Наша фирма достаточно состоятельво время подготовки мы испытывали горазна, чтобы покупать своим сотрудникам досдо большие перегрузки. И, конечно, чувство тойные автомобили. Тем более что одно из переживали это сами космонавты? - Не стану оспаривать пропагандистского значения этих полетов, как, впрочем, и оценивать вклад каждой страны. Что касается Чехословакии, то она принимала участие в программе с самого ее начала - задолго до моего полета. Были заказы нашим предприятиям, сути которых никто не объяснял - лишь много позже я узнавал о применении в советских космических проектах каких-то изделий с моей родины. Да и сегодняшнее сотрудничество Чешской республики как с Россией, так ис Европейским космическим агентством строится отнюдь не на благотворительной основе. Так что комплекса "бедного родственника" я не испытывал.ЗР 9/98121