130
Наш журнал объявил о создании несколько необычной общественной организации - Международной инженерной сине нугис (лат. "без дураков") академии наук. Для зачисления в Академию были предложены конкурсные задачи, опубликованные в № 5 (первый тур) и № 9 (второй тур) журнала за этот год. Читатели проявили большой интерес к создаваемой Академии. Письма с ответами пришли из России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Литвы и Болгарии. Адреса российских конкурсантов - от Находки, Сахалина и Магадана до Мурманска, Краснодара и Махачкалы. Отметим наиболее характерные ошибки, встретившиеся при решении, а также прокомментируем сами задачи.пользовался, вопреки условию задачи, измерительный прибор, обычно имеющийся у путешественников. Исключения составляют такие предложения: определять длину, замеряя сеЗадача 1 - ключевые слова: часы, веревка, груз, крокодил, маятник, период кокундомером время падения брошенного с дерева камня, которое известной формулебаний. Надо соорудить маятник из веревки, лой связано с высотой падения. Однако длина которой равна длине крокодила, изсекундомер не позволяет замерять время мерить период его колебаний - и по изс точностью более 0,1 с - значит, точность вестной формуле вычислить длину. Задаизмерения длины крокодила составит ча оценивает способность человека изплюс-минус метр! Не более точным окавлекать в нужный момент из глубины пажется метод, предложенный другим участмяти необходимые знания, а также врожником: измерить время между вспышкой денную наблюдательность (маятник часов выстрела и звуком, дошедшим до наблюмалой длины имеет более высокую частодателя. Словом, читателям нельзя откату колебаний). То и другое качество незать в фантазии и это радует. Задача 2 - 50 с. Кое-кто попался на лишне будущему члену Академии. уловку составителя задач: последний Многие читатели предложили свои способы измерения длины крокодила, встречный поезд имел в два раза большую проявив недюжинные изобретательность длину ив два раза большую скорость. Оти находчивость. Некоторые, например, сюда, казалось бы, время прохождения рекомендуют это делать с помощью спипоездов остается прежним - 45 с. Задача 3 - 2"V2. Здесь некоторые прочечного коробка - однако вряд ли кто знает его длину... К тому же у путешественглядели ту же уловку: при двух двигателях ников мог оказаться коробок, изготовленмощность силовой установки как бы удваный не по нашему ГОСТу. Большая группа ивается. Есть и те, кто учел изменение читателей предлагает мерить длину кроскорости самолета и получил ответ - кокодила ступнями ног. Каждый знает разрень квадратный из двух, но почему-то не мер своей обуви, но как его связать с длиумножил его на два для учета возросшей ной ступни? (Кстати, автор этих строк носилы тяги. Задача 4 - 1 3 , 6 м/с. Задача 5 сит обувь 44-го размера и имеет длину ступни 27 см). По той же причине нельзя 77,18% мощности расходуется на качение, воспользоваться многочисленными пред8,04% - на преодоление сопротивления ложениями измерять длину диаметром воздуха и 1,78% - на привод конвейера гильзы патрона, который не равен калиб(поглощается тормозом конвейера). При решении наиболее сложных задач ру ружья (ружье двенадцатого калибра имеет больший диаметр ствола по срав4 и5 требовалось разобраться в новом, ненению с ружьем шестнадцатого калибра). изученном физическом процессе и описать Два человека предложили весьма оригиего математически, то есть заняться тем, с нальный способ определения длины, исчем обычно сталкиваются ученые. Наиболее характерная ошибка при пользуя шкалу резкости фотоаппарата. Были и другие решения, в которых не исрешении задачи 4 - неправильное опредеВячеслав ПЕТРОВ ление скорости при расчете мощности, вызванной сопротивлением воздуха, что привело к ответу 17 м/с. Задачу 5 решило очень мало людей. Оказалось непросто понять, что автомобиль передвигает конвейер, прикладывая к нему силу, равную силе сопротивления воздуха, а конвейер сопротивляется этому перемещению. Если конвейер не закрепить и дать ему свободно двигаться, не испытывая сопротивления, то автомобиль тогда будет неподвижным относительно наблюдателя, а скорость конвейера составит 50 м/с. Для того, чтобы конвейер перемещался по условию задачи с заданной скоростью 25 м/с, его надо тормозить. Тормоз наряду с сопротивлением качению и воздуха поглощает часть мощности, подведенной от двигателя к колесам автомобиля. Задача 6 - 2 5 м/с. Кое-кто пришел к неверному выводу, что при работающем конвейере аэросани будут неподвижны. Предложенные задачи неравноценны по сложности. Наиболее проста задача 6 ее решило большинство участников конкурса. Наиболее трудными оказались задачи 1и 4, а самой сложной - задача 5. Именно эти три составили главный барьер на пути в Академию. Подведем предварительные итоги первого тура (ответы второго тура только начали поступать). Почти четверти участников конкурса не удалось решить ни одной и чуть больше четверти осилили только одну. Лишь три процента соискателей преодолели планку, установленную для зачисления в Академию - решили пять или шесть задач. Примечательно, что среди них оказались физики и математики с университетским образованием. Поэтому нет сомнения в том, что в Академию попадут по-настоящему одаренные люди с анали-лзрзай та?щ130ЗР 11/98