66
67
АВТОПРОМНЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ... У истоков "КрымавтоГАЗсервиса" стоял Анатолий Лазарев, в прошлом директор автохозяйства, имевшего более тысячи горьковских грузовиков. На ГАЗе Лазарева знали и поддержали. Сервис успешно развивался, получил "взрослый" статус технокоммерческого центра. Это давало право торговать автомобилями и запчастями роскошная привилегия для конца 80-х! В начале 90-х перед крымской фирмой, терявщей машину-кормилицу, открывались два пути: вновь стать скромной СТО или смиренно проситься в дилеры к иностранцам. Она пошла третьим, нетипичным для страны, где нет ничего более постоянного, чем кризис, - занялась производством. Сегодня на 12-постовый конвейер цеха сборки "газелей" в Симферополе работает немало украинских предприятий. Шлют аккумуляторы, шины, рессоры, карданные валы... Требование к поставщикам простое: цена ниже российской при должном качестве. Но не только поэтому крымская "Газель" дешевле ввозимых из России: экономия на транспортных и накладных расходах, на таможенном оформлении. Бортовая с тентом (ГАЗ-33021) обходится покупателю в 5250 у.е.Симферополь. Колонна машин местной сборки отправляется в пробег по Украине. Такие щиты можно встретить в разных уголках Крыма. Последний пост конвейера по сборке "газелей".С нее-то. бортовой, и начал Симферопольский автосборочный завод. Ясно - чем беднее рынок, тем больше доля самой дешевой модификации; на Украине 86% всех "газелей" - бортовые. Эта цифра подталкивала к выводу: незачем расширять ассортимент! Но крымчане истолковали ее наоборот: рынок насыщен бортовыми и, значит, спрос на них неизбежно упадет. Сегодня они собирают 13 модификаций "Газели" с бензиновым двигателем - от микроавтобуса и "скорой помощи" до катафалка (а скоро будет 14-я, полноприводная, для тушения лесных пожаров, заказанная МЧС Украины). Каждую из них по желанию покупателя готовы оснастить дизелем. "Штайру" в Симферополе предпочли 103-сильный 2,5-литровый ИВЕКО с турбонаддувом - тот самый, который в Кременчуге считали неубиенным козырем грузовика "Турбо Дейли", собираемого на СП "ИВЕКО-КрАЗ" и втрое более дорогого... Турбодизель оживил сбыт "газелей", но ненадолго: все ж на целых 4200 у.е. дороже "родного", бензинового. Симферопольцы решили покупать эти двигатели не66ЗР 11/98 в Италии, а в Запорожье, где их выпуск освоил завод "Мотор Сич" (ЗР, 1998, № 3). Готовы брать до 5 тысяч в год, чтобы удешевить дизельную "Газель" на 1500 у.е. МАШИНА ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ Для справки: "КрымавтоГАЗсервис" ныне - АО. 80% его акций принадлежат трудовому коллективу, 20% - ОАО "ГАЗ". Длинное название вскоре укоротится - останется "КрымавтоГАЗ". Признаться, вначале я не воспринял такое название всерьез. Потом сомнения отпали. Во-первых, сборка не "отверточная": "Газель" здесь монтируют по газовской технологии примерно из 800 узлов и агрегатов. Впечатлил и объем продукции (7 тысяч автомобилей в год при работе в одну смену), но больше всего - то, что это единственный на Украине производитель, выпускающий и грузовые, и легковые машины. Да, и легковые тоже! В 1997 году в новом цехе заработал небольшой конвейер по сборке "волг". На "КрымавтоГАЗе" (пора так его называть) ошеломили скептиков, собрав и продав в первый же год более двух тысяч ГАЗ-3110 и ГАЗ-3102. А как же качество? У крымской "Вол-мает как "классово чуждую". Даже "люкс" из тюнингового цеха... БЕРЕГ ТУРЕЦКИЙ И АФРИКА "КрымавтоГАЗ" подобен оленю с фирменной эмблемы, скачущему по крутой осыпи в горах. Камень уходит из-под ног а он уже в новом прыжке. С этой аналогией согласился и Лазарев: - Когда очередной наш проект начинает себя исчерпывать, делаем прыжок и спасаемся от срыва в пропасть... Куда же дальше поскачет крымский олень? - Хотим захватить рынок таксопарков Украины, - признался генеральный директор. - Готовы отдавать им "Волгу'-такси по себестоимости, с нулевой прибылью, нокамни", позволяющие "КрымавтоГАЗу" выживать и даже уходить вверх по склону. В 1999-м он намерен собрать 10 тысяч машин, в 2000-м - д о 25 тысяч. Согласно прогнозу, скромный автопроизводитель, имеющий меньше двухсот ИТР и рабочих, уступит на Украине по этому основному показателю только 'АвтоЗАЗу-Дэу". Конечно, без постоянной поддержки ГАЗа крымчанам было бы куда тяжелей. Организаторы производства, присмотритесь на этом примере к возможностям тандема "гигант-малыш"! Выгоды "малыша" очевидны. Но и гигант в выигрыше: расширяет свой сбыт, может свободнее проводить эксперименты с мелкими сериями и при этом выступает в благородной роли "старшего брата". А еще, что не ме-ГАЗ-3110 с крымским бампером. ГАЗ прислал кузова.ги" оно выше, чем у собранной в Нижнем, - то, по словам Лазарева, признает и президент ОАО "ГАЗ". Ведь на небольшом предприятии, где нет особой спешки, можно контролировать каждую операцию. Тем, кого не устраивает штатный двигатель ЗМЗ-402, предлагают на выбор четыре импортных: бензиновый "Ровер" и три "тойотовских", один из которых - 2,5литровый турбодизель. Семьдесят процентов крымских "волг" покупают юридические лица. Директор предприятия, где коллектив месяцами не получает зарплату, - а таких только в Крыму 90% - нынче вряд ли рискнет купить себе служебный "Мерседес". "Волгу" же наш незлопамятный люд не восприни-зато они впредь будут покупать машины и запчасти у нас, а не у "Дэу". Другая опора, намеченная крымчанами, - газовский "Соболь". - Будем выпускать его с мая 1999-го. Уже начали строить цех. Есть у "Соболя" важное достоинство, открывающее ему дорогу за море. Стамбульский партнер "КрымавтоГАЗа" желал импортировать "газели" и продавать их в Турции и Северной Африке. Но заключить контракт помешала закавыка в турецком таможенном кодексе: если у автомобиля колеса сдвоенные, ввозная пошлина намного выше. А к "Соболю", в отличие от "Газели", это не относится. Я назвал лишь некоторые "опорныенее важно, "малыш" помогает решать в своем регионе некоторые проблемы гиганта. Так, "КрымавтоГАЗ" на вырученные от продажи автомобилей средства регулярно закупает у "Запорожстали" металл для кузовов (до 5 тысяч тонн в месяц) и обеспечивает его поставку в Нижний Новгород. "В единстве - сила" - гласит лозунг на территории автосборочного. И хотя мое поколение привыкло скользить по транспарантам равнодушным взглядом, тут я вдруг задумался: что хозяева имеют в виду 9 Единство трудового коллектива? Симферопольского и Горьковского заводов? Украины и России? Наверное, все это вместе...ЗР 11/9867