140
141
Поворотная часть - довольно сложный узел, но в нем, как говорится, вся соль нашего приспособления. Ведь к ней (несущей пластине) непосредственно крепим головку блока цилиндров, используя шпильки фланцев впускного трубопровода и выпускного коллектора и соответствующие гайки (рис. 3). Расположение отверстий в несущей пластине, разумеется, зависит от типа двигателя. На рис. 2 показано несколько вариантов: для двигателей ВАЗ-2101...2107 ВАЗ2108, "Москвича" и "Волги" Размечать отверстия на стальном листе лучше с помощью бумажного шаблона: на чертежной бумаге (ватмане) мы сначала нанесли все центры отверстий и пазы, а затем, наложив шаблон на стальной лист, намечали соответствующие точки, пользуясь керном. Чтобы не изготавливать несколько несущих пластин, мы постарались сдестарые, но головка все же размещалась между пластинами 5 цапф (см. рис. 1). В результате несущая пластина 6 оказалась пригодной для ремонта четырех различных головок блоков. Как правильно сварить детали поворотной части стенда, показано здесь же, на рис. 1. Кстати, не забудьте важное обстоятельство: здесь размещение отверстий изображено на "обратной" стороне не.5x45' сущей пластины, головки же при ремонте крепятся с противоположПод ключ 17 Рис. 3. Гайки для закрепленой стороны, что нужно учесть при или 19 3, 33, .5 ния головок блоков на разметке и сварке. Приваривая стенде: а - "Жигули", "Сацапфы 4к пластинам 5, необходимара" (8 шт.); б - "Москвич" мо выдержать размер 22 мм (8 шт.); в - "Волга" (6 шт.). (см. рис. 1), так как стойки основания имеют толщину 20 мм. Сварочные швы, мешающие свободному вращению поворотной части, нужно прикладывали его к несущей пластине, в которой уже есть отверстия для других тщательно зачистить. Конструкцию остальных деталей головок. Перемещая шаблон, находили такое его положение, при котором ностенда рассмотрим в следующем номевые отверстия не накладывались на ре журнала. лать одну универсальной, пригодной для работы с различными головками. Для этого отверстия под шпильки фланцев каждой новой головки тоже размечали на бумаге и, изготовив шаблон,БЕЗ КУВАЛДЫЭТИ "ДЕЛИКАТНЫЕ" ВТУЛКИО том, как заменить направляющие втулки клапанов, не прибегая к молотку, рассказывает Валентин ГРИГОРЬЕВ. Говоря о ремонте двигателя, в первую очередь подразумевают расточку и хонингование цилиндров, шлифовку коленвала, подбор новых деталей ремонтных размеров - поршней с кольцами, вкладышей. Между тем важные показатели здоровья двигателя - расход масла на угар и величина компрессии в цилиндрах - определяются состоянием головки блока. Ремонт последней часто оказывается сложен и трудоемок. Замена клапанных втулок - одна из ключевых операций. Старые втулки чаще всего удаляют, применяя не-10024Рис. 1. Выпрессовка втулки клапана ("Жигули"): 1 - втулка клапана; 2 - головка блока цилиндров; 3 - опора приспособления; 4 зацеп (2 шт.); 5,5а- гайка; 6 - шпилька приспособления (в скобках - размеры короткой шпильки); 7 - наконечник.140ЗР 11/98воимЛилями8 сложную оправку (ее эскиз вы найдекая дополнительная оценка процесса гайку (поз. 5а) и шпильку - ее размеры те в любой книге по ремонту) и, разузапрессовки помогает избежать неданы в скобках (поз. 6, рис. 1). Они мемеется, молоток: принято считать, что желательных деформаций головки. нее удобны, но позволяют выполнить старые втулки должны покидать "наУсилие на стандартном рожковом работу вполне успешно. Заметим, что сиженные места" без чрезмерного соключе "на 19" не должно быть больше шпильки - чрезвычайно ответственпротивления, легко. Новые втулки за15 кгс. Если старая втулка "упирается", ные, высоконагруженные детали: сдепрессовывают с помощью того же армы рассверливаем отверстие в ней, ланы из стали ЗОХГСА с термообрасенала. К счастью для нас, в больоставляя стенку толщиной около 1 мм, боткой ("улучшение"). Итак, выпрессовываем старую шинстве случаев это удается. Некотопосле чего втулку несложно выпресвтулку. Для этого на головку 2 (см. рые умельцы ремонтники облегчают совать без чрезмерных усилий. посадку втулок в головку, нагревая Применяемые нами приспособлерис. 1) ставим опору 3. Сквозь отверпоследнюю (хотя в известных рукония вы видите на снимках и рисунках. стия опоры и втулки пропускаем водствах по ремонту автомобилей На рис. 1 показана выпрессовка клашпильку 6и со стороны втулки (снизу) "Жигули", "Самара", "Волга", "Москвич" панной втулки двигателя ВАЗ- навертываем на нее наконечник 7. о возможности такого нагрева вы не 2101...2106 и последующих модифиТеперь, вращая гайку 5, выпрессовынайдете и слова). Еще бы: нагреть гокаций на этой базе. Запрессовка новаем втулку (помня о контроле усилия ловку (хотя бы до 150°С) - дело чрезвой клапанной втулки показана на - см. выше!). Если в начале выпрессовки вместе с гайкой 5и шпилькой 6 вычайно тонкое. Известно, что даже рис. 2. во время работы двигателя, притянуГайка 5 (см. рис. 1) и шпилька 6 начнет вращаться и наконечник 7, его тая к блоку болтами, она в некоторых наиболее удобны при выполнении этих нужно удерживать отверткой. Кроме случаях приобретает остаточные деработ. Но когда приходится опериро- того, избежать этого можно, смазав моторным маслом резьбу формации - коробится. М10 на шпильке и сферичеОшибки при ремонте тоже скую поверхность гайки 5. оборачиваются повреждеДля чего понадобились ниями головки. зацепы 4 (2 шт.), которые вы Возможно, поэтому при видите и на снимках? Обраремонте двигателей БМВ тите внимание на схему дей7-й серии (ВЗОМ, В35М, ствующих при выпрессовке М70) головку блока полосил (см. рис. 1). Если к опоре жено нагревать лишь до 3 приложить силу 1000 кгс, 50°С, направляющие же сдвигающая опору сила Р втулки клапанов охлаждасоставит (на двигателе "Жиют до-150°С. гулей") 340 кгс. При чистых, Накопив определенный сухих деталях коэффициент опыт, мы расскажем, как в LttJ трения покоя в паре ОАО "Росс Твег" ремонти-32 J "сталь-алюминий" составляруют головки блоков, откает 0,4-0,5, и сила трения, завшись от применения мопрепятствующая сдвигу ополотка и связанного с этим Рис. 2. Запрессовка втулки клапана: 1 - втулка клапана; 2 - головка блока; 5 - гайка; 6 - шпилька; 8 - опорная (технологическая) втулка; 9 - наконечник. ры, достаточно велика - до риска повредить дорогосто376-470 кгс. Но при грязных ящие детали. При этом уже традиционно - используют винтовать с крайними (первой и восьмой) или замасленных поверхностях головвые приспособления с большой опорвтулками, работе мешают близлежаки и опоры коэффициент трения снищие шпильки крепления корпуса расжается раза в полтора и опора в проной поверхностью. Конечно, перед тем, как запрессопредвала, которые приходится выверцессе выпрессовки (запрессовки) мовывать новые втулки, необходимо изтывать. Иногда эта процедура сама жет сдвинуться по головке блока, смимерить диаметры отверстий в головке оказывается непростой, к тому же неная резьбу на шпильке 6. Чтобы иси наружные диаметры втулок, чтобы долго повредить резьбу в отверстиях. ключить это, мы и ввели в приспособопределить величину натяга при поПоэтому при ремонте головок мы изление зацепы 4, фиксирующие его посадке. Последний может быть довольбегаем подобных операций без крайложение относительно края головки. но значительным (до 0)08 мм на двиней необходимости и, работая с крайПри запрессовке новой клапанной гателях ВАЗ). Величины натяга при ними втулками, применяем короткую втулки (рис. 2) применяются те же депосадке втулок в отверстия голотали приспособления, за исклювок различных автомобилей чением опорной втулки 1и накоВЕЛИЧИНЫ НАТЯГА В СОПРЯЖЕНИИ ТОЛОВКА представлены ниже в таблице. нечника 5. Шпилька и ее гайка ЦИЛИНДРОВ - ВТУЛКА" НА РАЗЛИЧНЫХ АВТОМОБИЛЯХ перевернуты на 180°С. Перед заДаже при максимальном наДиаметр отверстия Диаметр Автомобиль Натяг, тяге (в пределах допусков) усипрессовкой не забудьте надеть на в головке, мм втулки, мм лие запрессовки, которое легко втулку стопорное кольцо, а посаВАЗ, ГАЗ-3110 13.950-13,977 14.040-14.058 0,063-0.108 контролировать по силе, прилодочную поверхность смазать моГАЗ-24 16,984-17,025 17,047-17,066 0,022-0.082 женной к ключу, и параметрам торным маслом. 16.979-17,021 17.048-17.086 0,027-0,107 винта (диаметр и шаг резьбы), не ГАЗ-31029 14,970-14,997 15,022-15,034 0,025-0.064 должно превышать 1000 кгс. Та- "Москвич-21412' 9 СвоимиСнламиЗР 11/98141