121
С 1 января 1999 года вступает в силу ГОСТ Р 51105-97 "Бензины автомобильные неэтилированные". Напоминаем (ЗР, 1998, № 7), что он будет содержать требования к четырем сортам автомобильных бензинов: АИ-80, АИ-91, АИ-95 и АИ-98, все неэтилированные с содержанием свинца не более 0,01 г/л. Те же бензины есть в наших ТТМ 1.97.9714-98. При этом АИ-95 и АИ-98 должны быть только со специальными комплексными присадками - они защищают детали топливной аппаратуры от коррозии и препятствуют образованию отложений в форсунках и на впускных клапанах.Для справки: В 1997 году в России произвели более 30 млн. т автомобильных бензинов. Из них 69% - А-76, остальное высокооктановые. Доля неэтилированных - около 70%. В США 100% бензинов содержат комплексные присадки. В развитых странах Европы - 70%. МОТОРНЫЕ МАСЛА Сегодня мы делим их на две большие фуппы - "Стандарт" и "Супер". Первая (ТТМ 1.97.0715-98) рекомендована для обычных двигателей, уже находящихся в эксплуатации. Вторая - для моторов новой конструкции. В таблице 1 приведен перечень маселТаблица • ? Таблица 3 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ДИАПАЗОНЫ ПРИМЕНЕНИЯ Максимальная температура окружающей среды, °Сщественно в городе рекомендуем менять их в полтора-два раза чаще, то есть через 5-7 тыс. км. Все перечисленные масла проверены на соответствие ТТМ 1.97.0715-98. Напоминаем, что названная в таблицах API (Американский институт нефти) общепринятая классификация масел, где они разделены на группы по уровню характеристик, определяемых на двигателях. Первая буква S (сервис) - назначение: для бензиновых двигателей, вторая в алфавитном порядке обозначает степень качества (так, например, прежние "жигулевские" масла МЮГи и М12Ги относятся к группе SE, Мбз/ЮГ.-БР). Буква С (коммершл) - масло для дизельных двигателей. Большинство зарубежных моторных масел универсальные, годятся как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. У таких двойное обозначение SF/CC, SF/CD, SG/CD, SG/CE, CD/SF, CE/SG и другие, где на основное назначение масла указывают первые две буквы (более подробно об этом рассказано в ЗР, 1993, № 1 и 1994, №11). МОТОРНЫЕ МАСЛА "СУПЕР" (табл. 2, ТТМ ВАЗ 1.97.0727-98) предназначены для всех новых автомобилей ВАЗ, выпущенных с 1998 года. Они обязательны для новых и модернизированных двигателей, в конструкции которых есть гидроопоры, гидротолкатели, гидронатяжители цепи, системы впрыска бензина и системы снижения токсичности. Теперь в руководства по эксплуатации мы внесем только эти масла. О трансмиссионных маслах для коробок передач переднеприводных автомобилей, пластичных смазках и специальных жидкостях читайте в следующем номере.МАСЛА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ, ВЫПУЩЕННЫХ С 1998 ГОДА Марки масел Классы вязкости no SAE API Номер стандартаSGCD "ЛУКойл Арктик" 5W-40.5W-30 SG/CD "Яр-Марка супер" 5W-40.5W-30 SG/CD "Новойл синт" 5W-30 SJ/SH/CD Esso ultra 10W-40 SJ/SH/CD Esso uniflo 15W-40 Примечание. В скобках - ноиер изготовителяТУ 02534)7800148636-96 (7) ТУ 38.301-25-37-97(5) ТУ 0253-004-05766528-97(8) спецификация фирмы Esso спецификация фирмы EssoМинимальная Класс температура вязкости noSAE холодного пуска, °С 5W-30 -25 5W-40 -25 10W-30 -20 10W-40 -20 15W-40 -15 20W-40 Таблица 4 -10ПРЕДПРИЯТИЯ - ИЗГОТОВИТЕЛИ МАСЕЛ Наименование предприятия Месторасположения Рязань-5 030 4020 35 30 35 45 45 45 451 АО "Рязанский НПЗ". 2 АО "Уфанефтехим", 3 АО "Ангарская нефтехимическая компания",УфаАнгарск Иркутской обл. Кстово Нижегородской обл. Ярославль Новокуйбышевск Самарской обл. Пермь4 АО "Норси", 5 АО "Славнефть-ЯрославльВ 789 10 11нефтеоргсинтез", АО "Новокуйбышевский НПЗ", АО "ЛУКойлПермьнефтеоргсинтез". АО "Новоуфимский НПЗ", АО "Спектр-Авто", АО "Омский НПЗ". АО "ЛУКойл-Волгограднефтепереравотка", 12 ГПО 'Узнефтепереработка", 13 ПО "Нафтан",УфаМосква Омск Волгоград Фергана Узбекистан Ноеополоцк Витебской обл."Стандарт", допущенных ныне к применению в автомобилях ВАЗ. Список их пополнился новыми марками, но в то же время исключены масла фирм "Кастрюль" (Castrol) и "Эльф" (ELF), не представивших образцы для подтверждения качества. Сроки смены масел установлены в руководствах по эксплуатации автомобилей ВАЗ. Разъезжающим в холода и преимуЩ1 РАЗ OZ УПОРгШ IlOJMliOJ&DAXСтатья "Не перепутай детали" в сентябрьском номере журнала вызвала большой интерес читателей. В дополнение к опубликованному ее автор А. НИКОЛАЕВ из Уфы уточняет сведения о взаимозаменяемости упорных полуколец коленвала вазовских моторов. На фото - шесть полуколец. Из них: а иб - 2101-1005183, сталеалюминиевое, номинального размера, показанное соответственно с рабочей и нерабочей сторон; в - ремонтное полукольцо 2101-1005183-20 старого образца (на нерабочей поверхности выбита маркировка "0,127" - величина ремонтного утолщения); г - современное ремонтное полукольцо 2101-1005183-20 отличается от полукольца "в" тем, что маркировка стала короче ("Р" - "ремонтное"); д ие - металлокерамическое (бронзографитовое) полукольцо 2106-1005183, показанное соответственно с рабочей и нерабочей сторон. Точно так же выглядит и не имеет дополнительной маркировки ремонтное металлокерамическое полукольцо 2106-1005183-20. Его можно отличить от номинального, только измерив толщину штангенциркулем - она должна составить 2,437-2,487 мм (на 0,127 мм больше). Кстати, в последние годы бронзографитовое кольцо желтого цвета ставят в моторы всех автомобилей ВАЗ, включая "Самару", 2110 и "Оку" - оно фиксирует коленвал со стороны маховика. I D n/an101