122
123
Если не хочется связываться с электроникой, поставьте механический термодатчик ТМ108. На мой взгляд, лучше других подходит для установки на радиатор датчик от "Москвича-2141" - у него наименьшая температура срабатывания. Для Для этого наш читатель из Тулы выполнил на своей машине него требуется изготонесколько изменений. вить переходник (рис. 1). Переходник с датчиОлег ПОИСЬЕВ димо изготовить две тяги из ком ввертываем вместо уголка или прутка. При таштатного аварийного датУАЗы выпускаются, как правило, с кой консфукции вентилятор чика и через реле подклютермостатом на 70 градусов. Его замена располагается с правой сточаем к электровентилятона 80-градусный повысила температуру роны радиатора и не мешару. Штатную лампу, сигнаохлаждающей жидкости и, соответственет валу помпы. Зимой штатлизирующую о перегреве но, температуру воздуха, выходящего из ные лопасти, конечно, лучжидкости, удобно подклю"печки". Установка электровентилятора в ше демонтировать. Без них чить к реле - тогда она системе охлаждения также позволила попомпа, кстати, прослужит Рис. 1. Переходник для датчика даст возможность следить высить температуру жидкости - двигатель дольше. Если все же вал стал прогреваться быстрее. помпы будет задевать за кожух, достаточно за работой системы охлаждения. Для норВариантов установки электровентиляотклонить радиатор с помощью тяг, крепямальной работы такой консфукции необхотора и схем его включения известно немало. щих его в верхней части. Увеличить отклонедимо, чтобы датчик температуры омывался Поделюсь своим опытом. Штатный кожух зание радиатора можно, если разрезать верхохлаждающей жидкостью. Это условие проще других обеспечивают радиаторы, расменил другим, от "Оки". Его установил в праний патрубок ис помощью хомутов вставить вой части радиатора вертикально, закрепив в разрез металлическую трубку, соответстсчитанные на горизонтальное расположение аварийного датчика температуры. болтами. Для фиксации левой части необховующую внутреннему диамефу пафубка.3 УА31JJ №JjJJirJ Онормальном составе топливновоздушной смеси в цилиндре искровой разряд начинается, когда разность потенциалов между электродами достигает Наблюдая за диагностикой электрооборудования на СТО, многие хотят около десяти киловольт (рис. 2, желтая зона). Искра пробивает знать, что показывает та или иная картинка на экране мотортестера. пространство между электродами, среда между ними ионизиФ . БРАТСКИЙ, А. ШЕВЧИК, В. КИРСАНОВ. СКВ "Камертон", М инск руется, а затем смесь восплаПродолжаем знакомить с датчик емкостного типа. Его картина представлена на рис. 1, меняется. методами диагностики автомоможно представить как вторую где столбики изображают велиЭлекфическое сопротивлебиля любительскими и професобкладку конденсатора, первой чину напряжения в высоковольтние среды и напряжение между сиональными измерительными обкладкой которого служит ценной цепи каждого из четырех циэлектродами в последний моприборами (см. ЗР, 1998, № 10). тральная жила высоковольтного линдров. Здесь оно одинаково мент резко падает до 1-2 кВ Как по величине высокого напровода, а диэлектриком между на всех свечах. (рис. 2, красная зона). Через непряжения судить о работе запластинами выступает изоляция Напомним суть процессов в которое время (0,7-1,5 миллисежигания, расскажут разработкунды) по окончании процесса чики известных минских могорения смеси становится все тортестеров. Более 1000 применьше ионизированных частиц 14 боров, созданных этим предвблизи электродов, поэтому со11кВ приятием, успешно эксплуатипротивление среды возрастает и 10 • 5 руются на предприятиях автонапряжение между электродами 7кВ 1 сервиса России, Белоруссии, растет до 3-5 кВ (рис. 2, синяя Украины, стран Балтии. зона). Этого для пробоя недостаточно, и высокое напряжение, X В основе работы всех бенВремя мс колеблясь в соответствии с затузиновых двигателей лежат одхающими переходными процесни и те же физические процесРис. 1. Нормальные величины насы, поэтому многие внешние пряжения на свечах четырехцилинРис. 2. Осциллограмма напряжения сами в катушке зажигания, опусв свечных проводах. дрового двигателя. кается к нулю - до следующего параметры очень схожи. импульса (рис. 2, зеленая зона). Чтобы не нарушать работу этого же провода. Образовансистеме зажигания. Воспламенясистемы зажигания, врезаясь в ная таким образом емкость досет смесь в двигателе искра, котоКогда зазор между электронее при измерении высокого нататочна, чтобы зафиксировать рая возникает между электродадами свечи меньше, то и пробой пряжения, в мотортестерах привеличину напряжения, которое ми свечи. При оптимальном за- происходит при меньшем напряменяют специальный накладной пропорционально высокому. Эта зоре между ними (0,6-0,8 мм) и жении. Это не самый лучший ва-мотто тут• ••11 £- 1III•• • .•1, I4••АЭОТ.Р 11,оя Теперь будем считать, что температура жидкости наиболее подходящая для "печки", а щелей, через которые тепло уходит наружу, нет. Как еще можно повысить эффективность отопителя? Начнем с простого. Конструкция кожуха уазовской "печки" такова, что часть холодного воздуха проходит мимо радиатора отопителя, как схематично изображено на рис. 2, а. Чтобы этому воспрепятствовать, достаточно проложить между радиатором отопителя и кожухом "печки" лист (хотя бы из ДВП), который не даст холодному воздуху миновать радиатор (рис. 2, б). Для лучшего обогрева ног проще всего удлинить патрубок подвода теплого воздуха к ногам водителя с помощью резинового шланга, закрепив его хомутом. Кроме того, полезно изготовить простую заслонку из трубы подходящего диаметра, чтобы вставить в разрез патрубка обогрева ветрового стекла. Ее можно открыть после прогрева стекла - тогда к ногам водителя пойдет больше теплого воздуха.У отопителя УАЗа есть еще недостаток: он забирает воздух только с улицы, что в сильный мороз не способствует хорошему нагреву салона. Этот недостаток я устранил, установив с правой стороны кожуха отопителя печку "Улитка" (она примеРис. 2. Схема прохода воздуха в отопителе: а штатном; б - с дополнительной перегородкой.при закрытой заслонке забора воздуха с улицы включаю двигатель "Улитки", которая забирает воздух из салона. В зимнее время салон УАЗа профевается быстрее, а при дожде вода не попадает в отопитель и салон. Кроме того, можно включить сразу два электродвигателя печки. Штатный помогает двигателю "Улитки" протягивать воздух. Теперь появилась возможность выбирать варианты обогрева - например, смешивать в разных пропорциях воздух с улицы и воздух салона, и т.п. После такой доработки устраняется "избирательность" уазовской "печки", которая лучше греет пассажира, чем водителя. Должен предупредить, что в УАЗах с нижним расположением "дворников" установке "Улитки" будет мешать механизм стеклооч истителей. Для лучшего обогрева задних пассажиров установил под сиденье переднего пассажира дополнительную штатную "печку", соединив ее последовательно с основной. После всех этих изменений в машине тепло и уютно в самые сильные морозы.няется, например, в заднем салоне УАЗ452) двигателем вниз. Для прохода воздуха пришлось выпилить в кожухе отверстие. Закрепил кожух по краям отбортовки болтами. Теперь в сильный мороз или дождь>риант. Энергия искры меньше, хуже условия для поджига смеси, а в конечном итоге снижаются мощностные и экономические характеристики двигателя. Если же в свече зазор больше нормы, то пробой происходит, наоборот, при более высоком напряжении. В энергетическом отношении это вроде бы неплохо, но при этом растет вероятность пробоя диэлектрических деталей (крышки распределителя, "бегунка", изолятора свечи и т. д.) и утечек тока. Это может в самый неподходящий момент привести к перебоям в работе двигателя, невозможности его пустить, особенно во влажную погоду и т. п. Если при нормальном зазоре в свечах напряжение ниже нормы (всего 4-6 кВ), то, возможно, переобогащена смесь, поступающая в цилиндры. Ведь чем она богаче, тем лучше проводит ток, - и, следовательно, при меньшем напряжении будет происходить пробой между электродами. Значит, надо заняться карбюратором или системой впрыска. Если же, наоборот, высокое напряжение выше нормы (например, 13-15 кВ) - смесь слишком бедная. Двигатель может останавливаться на холостых оборотах, не развивать полной мощности и т. д. Другие причины кроме смеси: обрыв или отсутствие полного контакта в центральном проводе высокого напряжения, трещина в крышке распределителя, пробой "бегунка". Если высокое напряжение больше норgМЫ В ОДНОМ ИЗ .»•>.>.•>.••••Эти два параметра тесно связаны между собой, так как определяют энергию искры. Посколькуцилиндров, то в число возможных причин можноЩРис. 3. Участки "ненормальной" осциллограммы: напряжение пробоя и длительность искры слишком велики; б - напряжение пробоя слишком велико и отсутствует участок горения; в - напряжения пробоя и искры ниже, а длительность искры выше нормы.рис. 3, а), причину можно найти, последовательно проверяя свечи, "бегунок", крышку распределителя и катушку зажигания. Если на экране мы видим, что участок горения вообще отсутствует (рис. 3, б), амплитуда напряжения пробоя выше нормы и идет высоковольтный колебательный процесс (как зеркало повторяющий колебания в первичной обмотке катушки зажигания) - значит, оборван провод, идущий к свече этого цилиндра. Если процесс горения наблюдается, но напряжение пробоя и искры раза в два выше нормы, а на осциллограмме виден колебательный процесс на всем участке горения, значит, надо искать трещину в корпусе свечи. Если же, наоборот, эти напряжения значительно ниже нормы, длительность искры больше 2,5-3 мс, скорее всего пробивает на "массу" (закорочен) высоковольтный провод (рис. 3, в). Конечно, мы расшифровали только самые основные, наиболее часто встречающиеся варианты показаний и осциллограммы высоких напряжений. Другие, более сложные описаны в руководствах по эксплуатации мотортестеров.Рэнергия, накапливаемая катушкой, - величина постоянная, то чем больше напряжение искры, включить и подсос воздуха в тем меньше становится ее длительность, и наоборот. Чтобы этот цилиндр. Для полной диагностики сидетально проанализировать эти стемы зажигания важны еще параметры, увеличивают масдва параметра - напряжение и штаб на экране мотортестера. длительность искры. В идеальЕсли напряжения пробоя и ном случае напряжение составискры значительно выше, а ляет около 10 кВ, а длительдлительность больше 1,5 мс (осность - 0,7-1,5 миллисекунды. циллограмма выглядит, как наЗР 11/98123