10
11
ПРОБАто МОРСКОЕВпервые отечественный производитель автомобилей АвтоВАЗ представил на крупнейшем автосалоне в Париже свой концепт-кар.Концептуальные машины на всякого рода автосалонах, мотор-шоу, презентациях - давно не гости. Для лидеров автомобильного мира концепт - дело, вроде, привычное, хотя по-прежнему не рядовое: такая машина словно флаг - его несут впереди, на него смотрят, на него равняются. Часто такой автомобиль - всего лишь скорлупа на колесах или, как называют ее профи, "кукла". Двери и капот не открываются, внутри ни мотора, ни подвески, ни интерьера. Зато экстерьер словно из будущего. В таких случаях фирмы порой преподносят концепт как своего рода произведение искусства, достижение дизайна, демонстрируя свои творческие возможности. При этом заранее известно, что подобной машины ни в серии, ни даже штучно не будет. Цель демонстрации - прощупать общественное мнение, получить представление о том, как отнесутся к новым идеям публика и конкуренты, чтобы уже потом решать извечную проблему быть или не быть? Случается, что концепт готовят как вполне рабочую машину - садись и поезжай. Но это, что называется, высший класс - не многим фирмам такое по силам. Нередко в подобных случаях экспонат с напористостью первопроходца столбит место, указывая иным компаниям, что сюда соваться не стоит - дескать, опоздали. Далее идею интенсивно развивают, и концепт дает начало новому модельному ряду.Наши автозаводы подобные вешки раньше не ставили - да ик чему бы? Цели и задачи за них определяли наверху - в "органах власти". Но времена, слава Богу, меняются - пришла пора самим пробивать себе дорогу и жить по мировым канонам. Вазовцы первыми приняли эти правила и выкатили в Париже собственный концепт - "живой" электромобиль с необычным для волжских берегов именем "Рапан". Тольяттинцы, не лишенные профессиональных амбиций, постарались решить непростые задачи. Это и демонстрация технического и научного потенциала ВАЗа, его дизайнерских возможностей, перспективного мышления и, наконец (назло врагам), стабильного состояния предприятия,10ЗР 11/98 ТОЛЬЯТТИс которым можно иметь дело, несмотря на все потрясения российской экономики. Похоже, нашим в Париже многое из намеченного удалось. И внимание публики заслужили, и пресса не обошла стороной, У ВАЗа уже был опыт демонстрации концепт-кара, но весьма скромный. На московском салоне в этом году на стенде завода стояла необычная "Лада-Ока-2". Но то была стопроцентная "кукла". "Рапан" второй концепт ВАЗа - знаменует заметный рывок вперед. Главное в нем - экстерьер, необычный и завораживающий, хотя и внутри есть на что посмотреть - соответствующий внешнему облику оригинальный интерьер. Любопытствующий может посидеть в концепте и ощутить себя в будущем, а специалист - оценить обзорность, удобство расположения всех деталей, компоновочные решения. "Рапан" - манекен ездовой. На парижский подиум он заехал самостоятельно. Привод и трансмиссия в нем от уже известной в Европе электрической "Оки" победительницы в международных соревнованиях электромобилей. У "Рапана" электромотор, как ив "Оке", впереди, ведущие колеса тоже передние. Готовили этот сюрприз в Тольятти заранее. Еще в 1995 году небольшая творческая группа, костяк которой составили дизайнеры Владимир Плешанов, Валентина Новикова и Илья Жарков, занялась этим проектом. Авторы исходили из того, что даже в маленькой машине должно быть просторно, уютно и удобно. Большие круглые Размеры, им: длина - 3400; ширина 1650; высота - 1650; база - 2350; колея спереди/сзади - 1430. Шины 195/60R13.двери сделали сдвижными, а крышу с открывающимся люком - прозрачной. Передние сиденья - вращающиеся, задние сдвижные с таким широким диапазоном. что в крайнем положении человеку среднего роста можно почти выпрямить ноги. Правда, в этом случае сиденья занимают весь багажный отсек. Пол ровный, без выступающих порогов. Под ним внутри базы машины блок батарей, не требующих обслуживания (кроме зарядки) в процессе эксплуатации. Это обеспечивает почти идеальную развесовку (50% веса на передние колеса, 50 - на задние) и низкий центр тяжести. Чтобы не мешать посадке (выходу) водителя, рулевая колонка при открывании левой двери сама откидывается в вертикальное положение. Непривычно, но приборы, ужившись с подушкой безопасности, сосредоточились внутри рулевого колеса, а кнопки и рычажки - вокруг него по окружности. Любой механизм можно включить, не снимая рук с баранки - это очень удобно. В электромобиле, разумеется, нет рычага переключения передач. Обзор вперед и по сторонам великолепен - дорогу видно перед самым носом машины. Парковаться на ней, так же как и протискиваться в узкие места на дороге, проще простого. Похоже, "блюдо" из "Рапана", приготовленное на ВАЗе к парижскому столу, пришлось по вкусу французам. Они ведь охочие до всяких морских яств. Во всяком случае, отклики "дегустаторов" были более чем благоприятные. Не скроем, весьма лестно, что на этот раз в мировом автомобильном меню наш автомобиль оказался не там, где "хлеб и квас", а в разряде изысканных закусок.ЗР 11/9811