59
60
Отрабатывали сотни вариантов, моделей. Использовали свой и. разумеется, чужой опыт создания подобных покрышек. Кстати, у модели "Хакапелита" богатая и долгая история. Это имя присваивают разным поколениям покрышек вот уже 60 лет! И еще. Финнам несомненно помогала сама природа - ведь страна северная, часть ее лежит за Полярным кругом. Недалеко от избушки Деда Мороза у "Нокии" свой северный полигон. В таких-то условиях кому, как не финнам, создавать зимние покрышки наивысшего качества! Кроме спиралей, в протекторе "Хакапелиты Q" есть и другие изюминки. Например, двойной усиленный каркас, обеспечивающий прочность боковины. Липнущий к снегу и льду ив то же время износостойкий состав резины. Укрепленный специальной лентой брекер - она призвана защитить покрышку от пробоев камнями и прочими острыми предметами. Все это, признались конструкторы "Нокии", создавали в расчете на русские дороги и горячих (не финских) парней. Ведь основную долю выпуска "Хакапелиты Q" планируют поставлять в Россию. А пока предложили промчаться на автомобилях, обутых в новую "Нокию", по льду, снегу, асфальту и, как говорится, почувствовать разницу с обычными зимними и даже ошипованными покрышками. На огромном застывшем озере, расставив конуса по всем правилам, соорудили трассу с имитацией объезда препятствия, скоростного прохождения поворота, большого и малого слалома и даже раллийного участка. На объезде препятствия, в слаломе переднеприводным автомобиль был удивительно послушен. На небольшой скорости машина сразу направлялась туда, куда указывал ей руль. При увеличении скорости до критической автомобиль плавно, постепенно и прогнозируемо уходил в снос. Предсказать траекторию движения уже после двух попыток в таком режиме не составляло труда и новичку. Но, пожалуй, не это главное. Важно, что машину легко стабилизировать даже при резком сбросе газа. Небольшая корректировка рулем - и вы вновь на курсе. Фантастика! Так ведут себя автомобили с хорошими шипованными покрышками. На заднеприводной машине эти фокусы выполнять сложнее, необходим навык. Однако. потренировавшись, убеждаешься - "Хакапелита Q" также уверенно держит машину. Разгон и торможение достойны особой похвалы. Ускоряясь, машина не рыскает, даже когда колеса вовсю буксуют. Если стартовать внатяг, ощущаешь интенсивный набор скорости - шина словно вгрызается в лед. Замедление даже с заблокированными колесами тоже весьма эффективно. А машину вовсе не кидает из стороны в сторону (испытатели говорят - "не крестит") - она движется ровно, будто по струнке. Когда я делился с коллегами-журналистами своими впечатлениями о "Хакапелите", большинство согласилось с высокой оценкой шины. Был среди них и знаменитый ныне шведский корреспондент, первым опрокинувший "Мерседес" А-класса. Судя по его заездам, малый отчаянный и "знающий толк" в авариях. Но даже ему удавалось вытянуть машину из дурацкого заноса и не поставить ее "на уши". Полагаю, шведа вызволяла "Хакапелита Q" достойно, по-рыцарски.Изделия борисовского завода "Автогидроусилитель" облегчат жизнь водителям УАЗов и "волг".Алексей СОЛОПОВ Читатели, вероятно, помнят, что на редакционном УАЗ-3153 установлен гидроусилитель руля. Уточним: в момент получения автомобиля на испытания нынешней весной этот агрегат в стандартной (как, впрочем, и в заказной) комплектации еще не предусматривался. Надеюсь, однако, что его достоинства вскоре смогут оценить многие водители. Судите сами: по данным заводских полигонных протоколов, "...при повороте управляемых колес на месте усилие на рулевом колесе снизилось с 18-20 до 6 кгс, а в движении - с 6-8 до 2,5 кгс". Что ни говори, а в три раза - значит "резко". А субъективные ощущения таковы: именно усилитель позволяет получать удовольствие от езды на "длинном" УАЗе. Конечно, и увеличенная база, и пружинная подвеска, и радиальные покрышки тоже работают на новый имидж вездехода, но главное все-таки - усилитель. Тяжелый (снаряженная масса 1,8 т) и с виду неуклюжий "длинномер" проявляет неожиданную ловкость при парковке. Больше не утомляет на длинных степных перегонах постоянное подруливание при сильном боковом ветре, вызванное парусностью машин. Многочисленные дорожные "сюрпризы" не отзываются ударом рулевого колеса по рукам. Выбираться из колеи можно, не ожидая удачного момента, лишь с примитивным упорством - благо, физических затрат оно теперь не требует. Существует немало разных типов и схем усилителей, но наиболее распространенными остаются гидравлические. Вспомним, что такими агрегатами оборудовали большую часть советских грузовиков. В апреле 1972 года на борисовскомРис. 2. Схема работы шашек протектора под нагрузкой: а - в обычной шине элементы сгибаются и сцепление ухудшается; б - в "Хакапелите Q" наоборот - каждая грань рабочая.ОЗР 11/9859 Iзаводе "Автогидроусилитель" (Белоруссия) была изготовлена первая партия насосов гидроусилителя руля для автомобилей ЗИЛ-130. В 1990 году номенклатура гидроузлов превысила 50 наименований. Потребителями стали почти все автомобильные заводы, но главным, бесспорно, КамАЗ. Работавшее с перегрузкой предприятие в Борисове просто не имело физической возможности брать на себя еще и проблемы "каких-то там легковушек". Да и задачи такой тогда никто не ставил. Задачу выдвинул... рынок. Обвал производства грузовиков (и не только на КамАЗе) оставил "Автогидроусилитель'' без работы. Выход увидели в переориентировании на оснащение легких грузовиков, где доминирует "Газель", и легковых автомобилей. В результате родилось семейство гидросистем рулевых механизмов интегрального типа для автомобилей ГАЗ и УАЗ. Конструкция универсальна и пригодна для легковых автомобилей, вездеходов, малых грузовиков и микроавтобусов. До сих пор на территории СНГ подобные изделия этого типоразмера не вы пускались. Технические ха рактеристики гидросис темы - на уровне лучших зарубежных аналогов ЕстественКомпоненты гидроусилителя: 1 - рулевой механизм;2 - масляный бачок; 3 - насос.Техническая характеристика механизма рулевого управления интегрального типа ШНКФ 453461.130Передаточное число рулевого механизма -17,3; угол поворота выходного вала (валасектора) - не менее 80е; масса рулевого механизма - 12 кг, максимальный эксплуатационный крутящий момент на валу-секторе при давлении рабочей жидкости 12 МПа (120 кгс/см 2 ) -100 кгс-м.но, завод не забывает ио некогда главной задаче - идет подготовка производства рулевых механизмов интегрального типа для большегрузов. На перспективу разрабатывают гидроусилители для рулевых механизмов реечного типа (такие планируются на новые "Волгу" и УАЗ). Ульяновцы поначалу предполагали оснащать усилителем модель 3160 в стан-двух роликовых радиальных подшипниках с эксцентриковыми втулками. Гидравлический распределитель тангенциальный, роторного типа, с центрирующим элементом в виде торсиона. Вал-золотник 4 распределителя с рабочими гидравлическими элементами размещен одним концом в осевом отверстии винта рулевого механизма, а вторым опирается на роликовый радиальный подшипник в корпусе распределителя. Вал-золотник и винт связаны между собой посредством сегментных поперечно расположенных упоров: они ограничивают их взаимный относительный поворот и обеспечивают механическую связь при передаче вращения от вала-золотника винту рулевого механизма при выходе из строя гидроусилителя. Гидравлическое нейтральное положение Схема устройства гидроусилителя: 1 - сошка; 2 - картер; 3 - зубвала-золотника чатый сектор; 4 - вал-золотник; 5 - винт-гильза; 6 - втулка; 7 устанавливаетмасляный бачок; 8 - сетчатый фильтр; 9 - гидронасос; 10 - корся в процессе пус распределителя; 11 - поршень-рейка. А - полость силового цилиндра, находящаяся под давлением рабочей жидкости при сборки и приеповороте налево; Б - полость силового цилиндра, из которой мочных испытарабочая жидкость уходит на слив при повороте налево. ний распредероче говоря, уже в нынешлителя и фиксируется штифтом. Рассмотрим на схеме работу механизнем году "Автогидроусилитель" поставит на ма при левом повороте. Водитель через руконвейер УАЗа 30 левое колесо и вал поворачивает вал-зотысяч комплектов лотник 4. соединенный с винтом посредстгидросистем ШНКФ вом торсиона. Вращение вала-золотника 453461.130. К тому вреотносительно гильзы винта приводит к пемени. как первые покупарекрытию каналов гидрораспределителя, тели обретут новинки, мы уже отвечающих за слив рабочей жидкости из сможем поделиться с ними кое- полости А. и открытию каналов, обеспечивающих слив из полости Б. Одновременно каким собственным опытом. А пока предоставим слово белопроисходит отсоединение полости Б от напорной магистрали и рабочая жидкость под русским специалистам. Механизм рулевого управления с гиддавлением поступает в полость А. Порроусилителем выполнен по интегральной шень-рейка 11 под воздействием давления схеме: в одном корпусе с рулевым мехарабочей жидкости перемещается в направнизмом размещены гидравлический раслении корпуса распределителя. Зубчатая рейка, взаимодействуя с зубчатым сектопределитель и силовой цилиндр. Тип рулевой передачи: винт-шарикором, вызывает поворот последнего, а чевая гайка-зубчатая рейка-трехзубый секрез него - поворот сошки и управляемых тор. Зубчатая рейка выполнена заодно с колес автомобиля. При снятии усилия с рупоршнем и шариковой гайкой винтовой пелевого колеса скрученный торсион возвраредачи. Винт рулевого механизма, взаищает вал-золотник в среднее положение модействующий с шариковой гайкой, устав полостях АиБ устанавливается давленовлен на двух упорных подшипниках, ние слива. Управляемые колеса под дейстодин из которых размещен в картере рулевием стабилизирующего момента занимавого механизма, а второй - в корпусе расют положение для движения по прямой, поворачивая сошку и связанный с ней вал-сепределителя. Трехзубый сектор 3, взаимодействуюктор. Вращение вала-сектора вызывает пещий с зубчатой рейкой поршня 11, устано- ремещение поршня-рейки до занятия ею влен в картере 2 рулевого механизма на среднего положения в механизме.дартной комплектации. Но ведь и потомки "469-й" еще не скоро покинут конвейер! А особых изменений в текущем производстве для размещения под капотом усилителя, насоса и бачка не требуется - автор имел возможность в этом убедиться. Ко-60ЗР 11/98