26
27
СМОТРИТЕ, КТОПРИЕХАЛ!Космонавт Юрий Батурин:«АКИ ПОСУХУ»Мы сели разговаривать с космонавтом. Но не могли отрешиться от того, что Юрий Батурин еще немногим более года назад работал помощником президента РФ по вопросам национальной безопасности, секретарем Совета Обороны и именно на поприще государственного деятеля не в самый легкий для России период приобрел широкую известность в стране и за рубежом. Подобное захочешь - не забудешь.поспеть. Спасибо, друзья выручили: «У теплохой ход для популяризации власти: бя есть задача, - сказали, - сосредоточься не каждый день и не любой высокопона ней. А мы тебя повозим». И возили. Но ставленный чиновник сможет перенельзя же бесконечно эксплуатировать досесть из кремлевского кресла в космиброту близких товарищей! Сейчас перемеческое. И все - по-настоящему, без лущаться приходится не меньше, чем до покавства, это же не баранки в толпу разлета. Продолжается работа в Звездном, брасывать... нужно ездить в Подлипки - там расположе- Я принял решение стать космонавтом ны РКК «Энергия» и Центр управления помного раньше, еще в 70-м году, когда был летами... Мчусь в ЦУП на сеансы связи с студентом 3-го курса Московского физтеха. оставшимися на орбите ребятами - моим Для этого и перевелся с факультета радиоэкипажем. С удовольствием сейчас оказалтехники и кибернетики на факультет аэрося бы с ними... Пробыть 10 месяцев на орфизики и космических исследований, на кабите без общения очень трудно, потому федру, которую возглавлял Борис Виктороприезжаю в ЦУП и разговариваю - такая вич Раушенбах. сподвижник Королева. Спеприятная обязанность... Езжу в Долгопрудциальность - системы управления космиченый, на физтех, где читаю лекции, - я нынскими аппаратами. При распределении я наче профессор этого института. А еще в Жустоял, чтобы меня направили в НПО (ныне ковский - здесь, как известно, собраны веРКК) «Энергия». Заметьте, это в Подлипках дущие наши институты, работающие на по- от Москвы полтора часа езды, не на машилеты... Нужно бывать в Вербилках, где проне, о которой тогда и не мечтал, а на электвел детство и живут друзья, с которыми не ричке. И проработал там (и проездил) до 80хочу терять связь, здесь, наконец, могилы го года. Таким образом, десять лет посвятил деда и бабушки... Нет, уже нельзя без макосмосу. Некоторые разработанные мною и шины - без нее жизнь замедляется. при моем участии системы летают до сих У автомобиля есть еще одно свойство, пор на корабле «Союз». Одновременно сам о котором мало кто упоминает: в нем хороготовился к полету. Но тогда подвела близошо думается. Словом, начал подыскивать рукость. Сейчас требования другие, в том подходящий транспорт. Скорее всего, это числе к зрению. Я никогда не расставался с будет переднеприводный ВАЗ, думаю, мыслью о полете. А в 1996 году почувствослегка подержанный. На более комфортавал, что способен справиться с программой, бельную - иномарку, тем паче новую, дечто буду полезен, и мечта стала целью. Пронег не хватит, даже с тем, что заработал в шел полный комплекс предполетной подгокосмическом полете. товки. На орбите со своей программой спра- Ваше пребывание в Кремле провился... Теперь, полагаю, ни у кого не возшло достойно - об этом все не раз слыникнет подозрений в том, что к старту был шали от авторитетных людей из полидопущен по протекции, а в полете изнывал тики. Видно, поэтому родились предпоот безделья и получал по рукам от товариложения, что принадлежность к презищей - чтобы ни за что не хватался?.. Скажу дентской команде в какой-то мере обубольше, однажды Борис Николаевич в присловила возможность полета. В конце сутствии двух десятков людей сказал нечто концов, космонавт из «верхушки» - невроде: «Батурин в космос не полетит!». Ска-прочем, в интервью он может выступать (а в жизни и выступает) и в других ипостасях - ученого, журналиста, лингвиста. Судите сами, после окончания факультета аэрофизики и космических исследований МФТИ работал во всемирно известной Ракетно-космической корпорации «Энергия». Получил еще два высших образования - юридическое и журналистское (как быстро и просто произносится - «получил»). Нынче он доктор юридических наук, известен как соавтор первого в России Закона о печати, ознаменовавшего начало реальной демократизации общества. Давние читатели «За рулем» знакомы с Юрием Батуриным - по переписке с редакцией и по страницам журнала: в свое время он давал юридические консультации по письмам, публиковал обзоры. Так что нам он не чужой. В довершение портрета собеседника еще пару характерных, на наш взгляд, штрихов: владеет английским (и делает с него переводы, в частности, любимого Льюиса Кэролла) и, представьте, шведским. Увлекается горным туризмом. Иначе говоря, у него в биографии и жизни есть то, чем никто из нас не владеет. Но нет того, чем владеют многие из нас. - автомобиля. - Юрий Михайлович, его у вас никогда и не было? - Да, так сложилось. В 93-м году уже собрался было купить - без машины становилось все труднее. В течение дня нужно было оказываться в разных концах Москвы и Подмосковья. Но тут меня назначили помощником президента и дали персональный автомобиль. После ухода из Кремля я его, конечно же, лишился. Ездить в Звездный и другие места приходилось каждый день - в автобусах и электричках всюду неВ26ЗР 11/98 жу вам - все, что связано с космосом, решадать комплекс подобного рода. Не доказательство ли это целесообразности союза ется вполне по-земному - «...аки посуху». - Вот и вернемся к земному. Юрий специалистов по космической и автомобильМихайлович, мы видим, как все больше ной технике? Когда в последнее время все чаще говорят о реструктуризации экономистановится автомобилей-иномарок, российские автозаводы в бедственном по­ки, то речь ведется и об этом. В любой отрасли человеческой деяложении и во многом рассчитывают на совместные с инофирмами проекты, тельности есть периоды провалов, но и прорывов тоже. Можно не сомневаться суть которых, как правило, - в развертывании выпуска тех же иномарок. Казасейчас на выходе из вузов талантливые лось бы, пусть победит сильнейший, ко­молодые люди, которые в скором времени «выстрелят» такими идеями, какие и не торого назовет его величество спрос. Но, с другой стороны, всем известно,снились инофирмам ни Японии, ни США. И тогда предприятие, которое сохранило сечто производство автомобилей обеспечивает заказами едва ли не две трети бя и вырастило этого человека, будет способно сделать то же, что когда-то удалось промышленных предприятий, а значит, и людей, на них занятых. Еще одно изГенри Форду - помочь стране. вестное соображение: из великой эконо- А сегодня кто или что может ремической депрессии Штаты вышли блаально помочь? годаря в том числе и развитию собственного автомобилестроения... - Если граждане предпочитают покупать иномарки, пусть покупают - это должно стимулировать наших производителей. Если мы не в состоянии сделать машины лучше импортных, то, может, и не стоит зря тратить силы?.. Но вместе с тем, нельзя довести до того, чтобы рыночные процессы привели к развалу экономики и ущемлению потребительских прав граждан. Государство должно подправлять эти процессы и ставить реальные задачи: организовать и поддержать выпуск автомобилей, доступных для многих по цене. На том простом основании, что, скажем, у меня нет сейчас денег на то, чтобы купить свой автоидеал, а таких, как я, очень много. Эта мысль достаточно очевидна, но есть и другая: сегодняшнее состояние экономики не должно быть основанием для того, чтобы те же «Жигули» еще десятки лет оставались такими, как есть. Мне тут же припомнят: «Наши космические аппараты лучшие в мире! Так неужели мы не в состоянии сделать автомобиль «на уровне»?». Вполне можно попробовать... Это не предложение, а предположение... Скажем, та же РКК «Энергия» обладает таким оборудованием автоматизированного проектирования, какое разве что во сне привидится любому мировому автопроизводителю - оно более совершенно и «талантливо». Обслуживающие его специалисты, без сомнения. могли бы с успехом поработать на интересы отечественного автопрома. Почему яв этом так твердо убежден? Космический комплекс «Мир», который из-за тех же финансовых трудностей сейчас хотят снять с орбиты и затопить, летает уже 13 лет и способен летать еще несколько - а ведь американцы с их практически безграничными финансовыми возможностями не могут и сейчас соз- Признаться, вы заинтриговали, упомянув о вашем автомобиле-идеале. Опишите, каким его видите? - Пожалуй, он похож на «джип» городского типа. Такой, чтобы не стыдно было припарковать к зданию хоть самого престижного учреждения, в том числе правительственного - все-таки имидж обязывает. Но вместе с тем, погонять по пересеченке. проехать в стиле ралли и спуститься к берегу реки. Встретить друзей в аэропорту, и чтобы вещи легко помещались в багажник. Усадить семью или компанию приятелей в салон, и им не было бы тесно. Для меня важно, чтобы моя машина стала продолжением рабочего кабинета - здесь должны постоянно находиться какие-то нужные для работы предметы, их не приходилось бы перекладывать, вынимать, а потом снова раз-Экипаж 26-й основной экспедиции на космическую станцию "Мир" (слева направо): космонавт-исследователь Юрий Батурин, командир - подполковник Геннадий Падалка, бортинженер Сергей Авдеев.- «Кризисные», как я их называю, упмешать... Автомобиль должен доставлять равляющие. Они есть, и их нужно искать в мне удовольствие и повышать настроение, России. Но не среди тех, кто на избиравести себя послушно и не выбрасывать котельных собраниях обещает рай земной. ленца. Разумеется, не хочу, чтобы он ломал- Юрий Михайлович, когда вы ухося, а если что и случится, то чтобы СТО, обдили в отставку с государственных по­служивающая эту марку, не оказалась единстов, многие предрекали, что вернественной и за тридевять земель. тесь, что будете востребованы... Я задумал и обязательно напишу не- Во власть ик персональной машине сколько книг, надеюсь получить за них гоне рвусь, должностей не ищу. Хотелось бы норары, на которые и куплю свой автомоинтересную работу с трудными задачами, биль. А пока поезжу на «Самаре». в решении которых смог применить свои Беседу вел знания и опыт. Максим ЮРЧЕНКОЗР 11/9827