ТОПЛИВОЭЛЕКТРОННЫЕ МОЗГИ ПРОТИВ "ДЖЕНТЛЬМЕНОВ УДАЧИЗимой этого года на трех столичных АЗС сотрудники московской транспортной инспекции в 20-градусный мороз испытали новый прибор РОМБ-П, предназначенный для определения марки бензинов в полевых условиях.В работе РОМБ-П предельно прост. Опускаем его в емкость с бензином и следим за показаниями прибора. Сигнал от оптического датчика поступает в компьютер, сравнивающий его с эталоном - хранящейся в электронной памяти математической моделью бензина, соответствующего ГОСТу. На дисплее появляется октановое число бензина. Если цифровая индикация соответствует принятой в ГОСТе, считается, что бензин отвечает заявленной марке. Если нет - значит, в его составе есть отклонения, характер которых можно определить только в лабораторных условиях. При пересмотре требований ГОСТа достаточно перепрограммировать компьютер, не изменяя конструкцию прибора. Тем не менее при всех видимых достоинствах новинка не лишена существенного недостатка. Она не заметит наличие в топливе воды, равно как и любой другой "криминальной" жидкости типа пресловутой ослиной мочи. Так что известному "джентльмену удачи" Василию Алибабаевичу РОМБ-П по большому счету не страшен. Чтобы схватить его за руку, разработчики готовы наладить выпуск еще одного столь же простого и компактного прибора. Цена комплекта пробников, как они утверждают, будет ниже, чем у зарубежных аналогов. Нельзя не заметить, однако, что если для владельца бензоколонки, таможенного управления, транспортной инспекции цена нынешнего прибора вполне приемлема, то для обнищавших автотранспортных предприятий и большинства владельцев индивидуального транспорта она, увы, недоступна. Поэтому считать проблему окончательно решенной пока нельзя.До слез знакомая картина - после очередной заправки двигатель, "звеня пальчиками" растерял из своего табуна десятка два лошадей. Те, кто не первый год за рулем, покрутив трамблер, из бавятся от противной детонации. Более искушенные плеснут в бак заморского зелья в надежде восстановить октановое число залитого суррогата. Третьи не упустят шанса разрядить нервную систему в адрес заправщика. Что в итоге? Занесем очередную "точку" в черный список "никогда сюда больше ни ногой" - и поспешим избавиться от дрянного топлива, дабы не загубить двигатель. Жаль, конечно, 30-40 литров, но ремонт мотора обойдется куда дороже. А как быть тем, кто покупает цистерну? Для анализа ее содержимого и предназначается прибор-пробник. Разумеется, максимально достоверно определить химический состав топлива и его физические свойства под силу только лаборатории. Исследовательский комплекс нельзя заменить одним, даже "суперприбором". И все же "интеллекта" пробника вполне достаточно, чтобы получить предварительные сведения о топливе. Разработанный совместно НИИ физики Санкт-Петербургского университета и ГП НИИ телевидения рефрактометрический определитель марки бензина РОМБП пришелся как нельзя кстати. Прибор отличают не только относительно низкая цена - $2000 и предельно упрощенная процедура исследования пробы, но и достаточно высокая точность получаемых результатов. Заметим попутно, что имеющиеся на нашем рынке зарубежные аналоги конструктивно сложны и весьма дороги $6000-12000. РОМБ-П состоит из трех основных частей. Рукоятка вмещает мини-компьютер, жидкокристаллический дисплей, на который выводятся обработанные данные, а также тумблер включения прибора. "Информация к размышлению" поступает от оптического датчика, расположенного на конце щупа. В зависимости от пожеланий заказчика щупу можно придать различную форму и размеры. К примеру, сотрудникам таможни, чтобы взять анализ содержимоТехническая характергТВ-чцг го железнодорожной цистерны, потребувды контролируемого топлива^бе ется стержень длиной около двух метров. ?ы всех марок (А-70 - АИ-98); диапаз А вот пробу из бездонного бензохранили5ктановых чисел - 70-98 ед. ОЧ; погреш1 ща удобно брать с помощью опускаемой [ность измерения октанового числа - не] капсулы и исследовать ее содержимое на [более 0,5 ед. ОЧ; время измерения - не] поверхности "коротким" прибором. Поин5олее 5 с; потребляемая мощность тересоваться качеством того, что уже поВт; рабочие условия применения, пало в бензобак, поможет щуп с гибким -ЗО^ЧьЖГС; масса - 1,1 кг; габа или шарнирным стержнем. 650x100ЗР 11/98