В СЕРИЮ1.^^ ^j•t•-IIСОБОЛЬ":* 1Алексей СОЛОПОВ. Ф ото автора)/2 ООО*В ДЕБРИ РЫНКАСовсем недавно, в июне прошлого года ЗР рассекретил коварные планы ГАЗа по завоеванию еще одной ниши рынка легких грузовиков общей массой до 2,8 тонны. Как родилась и формировалась идея "уменьшения" полуторки, мы рассказали довольно подробно (см. ЗР, 1997, № 6). Хотя нижегородцы приучили относиться к своим "угрозам" серьезно, мы предпочли тогда не называть конкретных сроков постановки нового автомобиля на конвейер. И, как оказалось, были правы. Нет, "объективные причины" не заставили задержать начало производства. Напротив - вместо октября, как предписывалось решением техсовета ОАО "ГАЗ", счетчик начал учет сходящих с конвейера "соболей" 10 сентября. Ходовой макет сделали в августе 1996 года, а в июне 1997-го началась подготовка производства. Несмотря на внешнее сходство с "Газелью", "Соболь" унифицирован с ней меньше, чем хотелось бы его авторам. Это касается не только совершенно самостоятельных узлов вроде независимой передней подвески или новой рамы. Ничего общего с "прародитель*тИИ^^^^^^^к »g iЦ- IL1На конвейере - новое семейство легких грузовиков.ницей" не имеет, например, основание (пол) кузова и его крепление к раме. Более высокие расчетные скорости движения потребовали увеличить диаметр передних тормозных дисков. В итоге понадобилось 76 млн. долларов на 5500 единиц технологической оснастки для изготовления 800 оригинальных деталей "Соболя", модернизацию действующего и закупку нового оборудования. Что же получилось "на выходе"? Первым запустили вариант со "средней" крышей. В таком виде выпускается микроавтобус на 10 мест ("люкс" - на шесть), семиместный "комби" с грузовой платформой длиной 1330 мм и "чистый" фургон с платформой в 2460 мм. Второй этап производства, планируемый на апрель будущего года, даст "кабинный" ряд: бортовые грузовички и шасси для всевозможной специальной навески. Одновременно появится и цельнометаллический автомобиль с "низкой" крышей. Делать ли крышу "высокой", например для карет "скорой помощи", покажет рынок. Все "соболи" комплектуются пятиступенчатой коробкой передач. Двигателей предлагается два: дизельный ГАЗ-560 ("Штайр") или бензиновый (не впрысковый!) вариант ЗМЗ406. На всех микроавтобусах рулевое управление с гидроусилителем. Грузовики, как более дешевые, будут оборудоваться им по заказу. Двухрычажная независимая передняя подвеска по кинематике близка к той, что некогда обеспечивала отменную плавность хода "Чайке". (Сравнение с "Газелью" в короткой поездке по булыжнику выявило разительное преимущество "Соболя" - это уже явно не грузовик.) Составил ли 'Соболь" конкуренцию "Газели"? На устоявшемся рынке у каждой из этих машин была бы своя ниша. У нас же до "Газели" малых грузовиков в современном понимании не было вообще - а потому ее брали и те, кому, по сути, нужнее был именно "Соболь". Специализация неизбежно приведет к перераспределению спроса. Пока планируемый объем производства - 20 тысяч в год. Однако надо отметить. что сегодня "Газель" и "Соболь" со "Штайром" активно (и успешно) проходят омологацию во многих странах - от Германии до Ирана. Соответствие международным требованиям вкупе с низкой ценой делают эти машины весьма перспективными для экспорта. Вспоминается недавнее прошлое: когда в СССР приходилось стоять в очереди за автомобилем несколько лет, на экспорт уходило, к примеру, чуть не две трети (!) популярных "нив". Ныне, считают на ГАЗе, ситуация иная: завод в состоянии удовлетворить любой спрос, а вот платежеспособность российского покупателя, увы, не обнадеживает, Наконец, последний и самый важный вопрос: сколько будет стоить этот представитель "хищников семейства куньих"? Все помнят, какие скачки совершал рубль перед началом производства "Соболя". Поэтому в момент подготовки материала цена на машину не была установлена. На заводе считают, что она будет близка к цене "Газели": новая машина менее материалоемка, но более сложна технически, а объемы выпуска сопоставимы. Так что осторожно названные 4-7 процентов удорожания выглядят близкими к истине. Точнее покажет спрос.ЗР 11/98