159
А МЫ ДЕЛАЕМ ТАКВ новом съемнике мы предусмотрели усиленную резьбу, тем более что, по нашим замыслам, он будет ис ­ пользоваться еще интенсивнее пре ­ дыдущего. Как с его помощью снять тормозной барабан "Жигулей", п ока ­ зывает рис. 1. Наиболее сложная и трудоемкая при изготовлении деталь (она же - основа съемника!) - д ержа ­ тель 2. Здесь, кроме токарных, требуются и фрезерные работы, зато съемник получается красивый, "чистый", без лишних сварочных швов и очень прочный. Захваты ("лапы") 1 вставляСЛУЧАИ С "ЛЯНЧЕИ"Однажды взяли в ремонт итальянскую "Лянчу-Дельта" с турбодизелем 1,9 л - с валика помпы слетел шкив. К а ­ залось бы, чего проще! Ан нет: у "итальянки" крышка и корпус насоса не только заставляют циркулировать жидкость, но заодно и двигатель удерживают, составляя... кронштейн передней опоры! Экономия пространства, как говорится, налицо. Сам же насос напоминает " ж и ­ гулевский" - однако у последнего на ва ­ лике туго сидит солидная стальная ступица (длина 21,5 мм, толщина фланца 8,5 мм!), а к ней тремя болтами М8 кре ­ пят штампованный шкив клинового ремня и крыльчатку вентилятора. А у "Лянчи"? Шкив чугунный, длина ступицы всего 14,5 мм, а толщина ее стенки 3,5 мм! Между тем, в сравнении с " Ж и ­ гулями" шкив нагружен куда больше: по его ручьям "бегут" поликлиновой ре ­ мень привода помпы и насоса гидроусилителя руля и клиновой - привода генератора. Эти ручьи вы видите на эскизе шкива (рис. 1). Мы решили шкив отремонтировать. Проработав пару вариантов, остановились на том, что показан на рис. 2. Ступицу шкива 1 отрезали, отверстие расточили до диаметра 25 мм, обратив особое внимание на соосность его с ручьями шкива. Кроме того, выполнили четыре отверстия на окружности диаметром 33 мм, нарезав в них резьбу М4. Затем изготовили стальную ступицу 4и шайбу 2. При этом цилиндрические поверхности и торец фланца, прилегающего к шкиву, проточили с одного установа, чтобы свести возможные биения к минимуму. Диаметр отверстия ступицы вы ­ брали после тщательного измерения диаметра валика - последний составил 15,95 мм, поэтому диаметр отверстия в ступице должен был соответствовать - для правильного натяга 15,85...15,89 мм. Запрессовать ступицу на валик го ­ раздо легче, если перед этой операцией насос подержать в морозильной камереются в держатель и фиксируются в требуемом положении стопорными винтами 4, когда заходят за края ба ­ рабана. (Опорная втулка 6 отдельно показана также на рис. 2,а.) При демонтаже заднего барабана "Волги" захваты нужно повернуть в другую сторону относительно держа ­ теля и винт, естественно, завернуть с противоположной стороны. Опорная втулка здесь несколько другая - рис. 2,6. Если же необходимо снять передний барабан "Волги" (это показано на рис. 3), потребуется опора 4, отдельно показанная на рис. 2,в. В случае применения съемника для ремонта редких у нас автомобилей может возникнуть необходимость изготовления простых опорных дета ­ лей, подобных показанным на рис. 2, что еще более расширит возможности съемника.Рис. 1. Доработанный шкив и ремонтные детали: а - шайба; б - ступица; в - срезанная часть шкива. Из-за чего сорвался шкив? Осмотрев посадочное отверстие, мы обнаружили, что он держался какое-то время на валике помпы только благодаря натягу по передней (наиболее жесткой) части ступицы, под диском. Здесь были видны следы проворачивания ступицы относительно валика. Конечно, владелец автомобиля по ­ пытался купить новый шкив, но не тут-то было: отдельно от насоса в России его не купишь. А в сборе - уж больно накладно!Рис. 2. Узел после ремонта: 1 шкив; 2 - шайба; 3 - винт М4 (4 шт.); 4 - ступица; 5 - валик насоса.холодильника, а ступицу нагреть примерно до 200°С. Так мы и сделали. З а ­ прессовывая ступицу, контролировали ее положение относительно валика - оно показано на рис. 1. Последняя операция установка шкива. Прежде чем затянуть винты М4, их резьбу покрыли полиамидным анаэробным клеем "262" фирмы "Локтайт1! Теперь они уже не смогут са ­ мопроизвольно отвернуться при работе, Валентин ЕПИХОДОВ7ЦюимиСлламиЗР 1/99159