144
145
JV14JfjrJLJ-r4>J С ГЛЗОЫпараллельно продольной оси автомобиля, чтобы устранить влияние инерционных сил на чувствительные диафрагмы. Именно редуктор оказался наиболее капризным и заставил глубже вникнуть в особенности работы газовой системы. Конечно, исследовательских целей я не ставил, но взяли свое привычка сопоставлять факты и желание дойти до причин. Итак, объект испытания - автомобиль "Москвич-214122" 1996 года выпуска, с уфимским двигателем объемом 1,7 л, оснащенный оборудованием, изготовленным * на Новогрудском заводе газовой аппаратуры (НЗГА) в 1991 году. Смонтировали его (профессионально, без отступлений от требований изготовителя) при пробеге почти 6 тыс. км. За 11 месяцев было пройдено более 20 тысяч километров - это ежедневные поездки по Москве и Подмосковью. Более 90% пробега двигатель работал на газе.Повышение цен на бензин вызвало, как всегда в таких случаях, новую волну интереса к газу, как альтернативному топливу. Тем, кто намерен пойти по пути газификации или уже вступил на этот путь, будет полезен опыт грамотного автомобилиста.Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ КОВАРНЫЙ РЕДУКТОР Напомню, что в автомобильных двигателях чаще всего используют сжиженный нефтяной газ (смесь пропана и бутана). Кроме дешевизны, газ как горючее обладает и другими преимуществами перед бензином (как, впрочем, и недостатками), о которых не раз писал ЗР. Здесь хочу рассказать о важных особенностях газовой аппаратуры, с которыми столкнулся в эксплуатации. Большинство автолюбителей обосновывают свое нежелание перейти на газ необходимостью устанавливать дополнительное оборудование, возможностью отравления или взрыва газа, проблемой заправки (мало станций) и т. п. По моим наблюдениям, у некоторых водителей боязнь газа столь велика, что они не решаются им пользоваться, даже если купили машину с газовым оборудованием. Хотел бы развеять эти предубеждения: реальное неудобство приносит лишь баллон - он съедает значительную часть объема багажника. Другие страхи ныне напрасны - при профессиональной установке и грамотной эксплуатации хорошего оборудования риск возникновения утечек газа и чрезвычайных ситуаций минимален. тель уровня газа в баллоне, совмещенный с указателем уровня бензина в баке. Разнообразны конструкции смесителей - их устанавливают в корпусе воздушного фильтра или в карбюраторе. Для двигателей с электронным впрыском созданы свои варианты смесителей. Ведется разработка газового оборудования и для моторов с турбонаддувом.С первых поездок на газе стал донимать холостой ход. Обороты его не без труда, но поддавались регулировке на стоянке, однако в движении все нарушалось: стоило отпустить педаль акселератора и выключить сцепление, как двигатель останавливался. Проблема казалась пустяковой, тем более, что при поездках на бензине обороты холостого хода были • стабильными. Однако никакие манипуляции регулировочными винтами газового редуктора "согласно инструкции" к успеху не привели. Пришлось поездить на "подсосе". Визит к специалистам Фото 1. Типовой комплект газового оборудования (кроме баллона): 1 - переключатель вида топлива; 2 - двухступенчатый редуктор-испапринес разочарование: авторитель; 3 - трубопровод высокого давления; 4 - корпус мультиклапана; 5 - электромагнитные клапаны; 6 - газовый смеситель; 7 - мульти- номную систему холостого хода клапан; 8 - заправочный штуцер. редуктора они перекрыли, обороты установили, но беззаботной жизни не сулили, посоветовав в дальЧеткая и надежная работа газовой тоТиповой комплект газового оборудовапливной системы сродни игре слаженного нейшем регулировать холостой ход винния показан на фото 1. От баллона к редуансамбля. Ведущий инструмент-исполнитом расхода газа. "Фирменный" холостой ктору газ подается по трубкам магистрали тель в системе - газовый редуктор. Он ход продержался несколько дней. требует тонкой настройки, подобно карбюратору, остальные приборы не претендуют на такое внимание. Не вдаваясь в подробности, отметим, что правильно отрегулированный редуктор должен поддерживать давление газа на выходе в пределах с точностью до тысячных (!) долей атмосферы. Поэтому его устанавливают вертикально и Тогда обратился к технической документации и специальной литературе, а затем демонтировал и детально исследовал некоторые устройства. Так выяснил, что причина плохой работы редуктора - в нечетком действии автономной системы холостого хода и устройства для автоматиче- 'jo ского регулирования давления газа на вы-высокого давления (около 10 атм), от редуктора к смесителю - по резиновым шлангам магистрали низкого давления. В магистраль высокого давления ив бензопровод устанавливают электромагнитные клапаны, управление которыми вынесено на приборную панель. Помимо этого, набор может включать и "опции" - например, указа144ЗР 1/99 ЧЧходе. Корни этой проблемы уходят в конструкцию и технологию производства - словом, нужен более совершенный редуктор. "САМОЛЕТНЫЙ" ВАРИАНТ Мое внимание привлекла аппаратура САГА-6, разработанная научно-производственной фирмой САГА. Продуманность конструкции и качество выполнения всех узлов оставили хорошее впечатление (изготовитель - Пермское авиационное объединение ИНКАР). Все детали магистрали высокого давления выполнены по авиационным стандартам, штуцеры и трубки - из нержавеющей стали. Герметичность обеспечена соединениями типа "конус в конус" и деформируемыми шайбами из мягкого сплава. Благодаря высокой чувствительности _ автоматического регулирования редуктор САГА-6 четко работает на всех режимах двигателя. Давление газа на выходе поддерживается практически постоянным от холостого хода до "полного газа", поэтому отпала необходимость в автономной системе холостого хода. Подогрев испарительной камеры и температуру газа на выходе из редуктора поддерживает, как обычно, теплоноситель, подводимый из системы охлаждения двигателя. В редукторе канал циркуляции теплоносителя и газовый контур разделены стенками корпуса, что исключает попадание "Тосола" в камеры редуктора, а газа в систему охлаждения двигателя. На корпусе редуктора расположены винты регулировок расхода газа и холостого хода. ГерМОНТАЖ И НАСТРОЙКА Перед установкой на автомобиль специалисты регулируют редуктор на пневмостенде, где моделируют рабочие условия. Настроенное и укомплектованное оборудование монтажники устанавливают на автомобиль за несколько часов. Заправочный штуцер выведен наружу под задний бампер и защищен от загрязнения пластмассовой крышкой. Здесь нет необходимости открывать багажник при заправке, а система вентиляции исключает попадание газа в салон и багажник. После монтажа специалисты проверяют работу оборудования. К топливной системе подключают переносной баллон с горючим, прогревают двигатель на бензине, затем переключают на газ, настраивают холостой ход, измеряют содержание окиси углерода и углеводородов. Редуктор регулируют винтом ограничения расхода газа и винтом холостого хода - последним устанавливают давление газа на выходе. После этого водитель совершает приходится по мере загрязнения воздушного фильтра. Отмечу, что газовая топливная система более чувствительна к этому фактору, чем бензиновая. Поэтому при постоянной езде на газе стоит почаще менять фильтр - повышение экономичности компенсирует затраты. Двигатель превосходно пускается на газе, даже холодный лучше, чем на бензине. Сразу выявилось еще одно преимущество газового топлива - отсутствие провалов на низких оборотах, особенно на непрогретом двигателе. Все это подталкивает вообще отказаться от использования бензина, но не рекомендую делать этого. И вот почему. При ежедневной работе мотора хотя бы в течение 2-3 минут на бензине промываются каналы карбюратора и поддерживается работоспособность штатной топливной системы. Кстати, переключать питание с бензина на газ лучше во время движения, в два приема - сначала отключить подачу бензина, выработать горючее из поплавковой камеры карбюратора, а затем, как только двигатель начнет дергаться, терять мощность, включить подачу газа. На все уходит 10 секунд.цИ^ Ч (^ Ч Ч~ (-.._ J^—_ i\ Lu. LitьТеперь попытаюсь оценить экономические показатели. Дои послекризисные цены на бензин известны. Цена на сжиженный газ в Москве в три раза ниже, чем на бензин. Удельные расходы горючего и затраты на него в расчете на 100 км пробега, измеренные и рассчитанные для сопоставимых условий, приведены в таблице. Ежемесячный пробег авто• l метичность клапанов испаримобиля составляет от 2 до 4 тельной камеры такова, что затыс. км при средней скорости пас газа в ней сохраняется пров моторном должительное время. Поэтому Фото 2. Размещение газового редуктора (внизу) и смесителя в моторном езды по московским улицам 30-40 км/ч. Отмечу, что с усталегко пустить двигатель даже отсеке "Жигулей". новкой редуктора САГА-6 резко после длительной стоянки. От газового смесителя напрямую законтрольную поездку и высказывает завозросла эксплуатационная надежность висят мощность и экономичность двигатемечания, устранением которых работа затопливной системы - как результат, ля. Наиболее отработаны конструкции вершается. Разумеется, оговаривают и удельное потребление бензина снизилось массового применения - для отечественгарантийный срок. В эксплуатации ремонт более чем в три раза, а удельные затраты ных карбюраторных двигателей. Такие газового оборудования требуется не чана горючее уменьшились на 21%. Оснащесмесители, как на фото 1, применяются в ще, чем штатной бензиновой системы пиние "жигулей" оборудованием САГА-6 на автомобилях ВАЗа и АЗЛК. Для машин с тания, если, конечно, выполняются требофирменной станции в конце ноября прошлого года обходилось в 3400-3600 руб., электронным впрыском предназначены вания инструкции. а итальянской системой Lovato другие смесители - их конструируют под 5800-6000 руб. При таких показателях гаконкретный тип двигателя. ЦЕНА НАДЕЖНОСТИ Еще один элемент, не встречающийся Вернемся к ходовым испытаниям. Взазовое оборудование САГА-6, например, в обиходе "обычного" автомобилиста, - мен прежнего узла установил под капот окупается за 15-16 тыс. км пробега. электромагнитный клапан, основное на"Москвича" редуктор САГА-6. После его значение которого - по команде переклюнастройки забыл про муки с холостым хоСтоимость Расход, л; 100 км Тип горючего, чателя с приборной панели открывать и дом - выставленные с самого начала редуктора руб 100 км бензина газа 1000 об/мин не менялись в течение трех закрывать магистраль горючего (бензина в НЗГА 1.8 12.2 17,20 месяцев. Корректировать холостой ход или газа). САГА-6 0,52 12,1 13,60ЗР 1/99145