58
59
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭПОПЕЯЖурнал уже рассказывал о лестниго зажигания, модернизации двигатеавтомобилей массой до 3,5 ти Евро II це, по которой поднимается Европа к чилей. Однако за последние десять лет для тех, чья масса выше 3,5 т. Что это стому воздуху (ЗР, 1998, № 12). Россия, отечественная техника, по сути, не мезначит? увы, запоздала с решением природоохнялась. Широкое внедрение более соС нынешнего года новые модели, ранных проблем - в крупных городах повершенных впрысковых моторов явно чтобы пойти в серию, будут держать бопросту нечем дышать. Меры, предпринизатянулось. Выросший в несколько раз лее суровый экзамен (сертификацию), маемые «с наскоку» местными властями, российский автопарк подталкивал к причем предшественники. Вкратце: общая наивны. Ни запретительные вердикты, нятию решительных мер. Наконец, они масса вредных веществ в выхлопе должни грозные дорожные стражи с потертыпоследовали. С начала 1999 года в страна уменьшиться на порядок (подробноми газоанализаторами, ни попытки прине введены новые нормы: Евро I - для сти - в предыдущем номере ЗР). Переход строить хитрое «нечто» к карбюраот Евро Iк Евро II для большегрузтору не перенесут нас в светлое ных автомобилей более плавный, ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ послезавтра. сертификационные нормы стали В ВЫХЛОПЕ АВТОМОБИЛЕЙ ПО КЛАССАМ строже приблизительно в два раза. Окно в Европу. Больше 30 лет (при проверке в эксплуатации) - п роект Привычные «жигули», «волги», назад начались в научных органиМинимальная частота Повышенная частота «москвичи» с карбюраторными зациях автопрома работы по теме вращения коленчатого вала вращения коленчатого вала двигателями уложиться в Евро не «экология». Была даже программа CH, млн \ СН, млн , Класс соне более смогут. Но не пугайтесь - никто не не более постепенного ужесточения норм автомобиля объемные СО,%, До 4 Свыше 4 не более До4 Свыше 4 собирается запрещать эксплуататоксичности. С начала 70-х до седоли, %, цилиндцилиндцилиндцилиндне более цию «грязных», по европейским паредины 80-х удалось добиться сниров ров ров ров раметрам, автомобилей. Изгнание жения выбросов у серийных машин 0 3,5 3000 1200 2 1000 600 1' 1 400 600 0.7 200 300 с конвейеров им тоже не грозит... в полтора-два раза. Мы все - сви2и3" 100 0,5 6,3 пока. Машины, сертифицировандетели появления новых карбюра'При отсутствии значений, установленных заводом изготовителем и подтвержденных при сертификации. ные ранее 1999-го, можно выпусторов (пример - димитровградские "0S7>(X >1.03 -коэффициент избытка воздуха (параметр, определяющий работоспокать еще три года. А уже в 2002-м собность системы нейтрализации) «озоны» и «солексы»), электронно158ЗР 1/99 ЕВРО-НОВЫЙ ГОД iзаводы будут предлагать только автомобили, укладывающиеся в Евро I. Прощай, карбюратор! Для того, чтобы подняться на первую ступень европейских норм, бензиновый автомобиль надо оснащать каталитическим нейтрализатором. О его устройстве журнал писал неоднократно (например, ЗР, 1998, № 6). Напомним, что нейтрализатор недешев (для его производства используют родий, палладий, платину) и сам по себе у| не является панацеей. Он не уживается с привычным карбюратором, так как последний не обеспечивает достаточно стабильного состава смеси. В лучшем случае нейтрализатор проработает недолго, в худшем - перегреется, разрушится, а то и послужит причиной пожара. Так что установка дорогостоящего приспособления на машины с традиционной конструкцией топливной системы может принести больше вреда, чем пользы. дело за нефтяниками. Разработаны варианты моторов и для всей будущей тольяттинской гаммы. КамАЗ заявил о подготовке «Оки»Евро II с впрыском и нейтрализатором. Двигатель ЗМЗ-4062.10 для «волг» и «газелей» с системой снижения токсичности (тот же нейтрализатор) так же отвечает требованиям Евро II, как и перспективные турбодизели ЗМЗ514.10 и ГАЗ-560 («Штайр»). Все эти моторы, в принципе, пригодны для установки на УАЗы. Неясные перспективы у АО «Москвич». Двигатель «PeHo-F3R» в нынешней экономической ситуации, очевидно, окажется слишком дорогим. А оснащенный отечественным впрыском уфимский мотор так и не вышел из стадии опытных работ. Среди отечественных грузовых и автобусных дизелей к Евро II готовы Чтобы укладываться в нормы Евро I, ярославские моторы 7511 и 650, а также бензиновый двигатель, помимо каталиперспективный ЗМЗ-ЯМЗ-460. Дружетического нейтрализатора, должен быть любных к природе новичков вы видите оснащен системой впрыска топлива. Но на фото. и этого мало. Торопиться не надо! Введение ЕвВсем известно, что «зеленым» авторо коснется не только производителей, мобилям этилированный бензин протино и нас - сидящих за рулем. Однако навопоказан. А в России его пока слишком деемся, что власти не начнут «охоту» за много. По данным 1997 года, более 70% пожилыми машинами, не заставят припродаваемого бензина - низкооктано- спосабливать к ним нейтрализаторы. Давые и этилированные сорта. Так что пеже в благополучной Европе новые эколоред нефтеперерабатывающей промышгические нормы вводили постепенно, а ленностью стоят задачи не менее серьдля нашей страны, огромной и небогаезные, чем перед автомобильной. И ретой, «скачки» тем более неприемлемы. шить их аврально не удастся. Вероятно, «чистые» автомобили в Здравствуй, впрыск! В ожидании первую очередь должны попадать в рестрогих требований отечественный авгионы с относительно развитым сервитопром не сидел сложа руки. Над «чиссом, где могут обслуживать впрысковые тыми» моторами работали почти на всех предприятиях;экологические параметры двигателей закладывали с запасом. Стать массовыми им только предстоит. Стоит ли ужесточить нормы выброса вредных веществ На переднеприводные ВАЗы ставят автомобилями? впрысковые двигатели 2111 и 2112 (16клапанный) - см. ЗР, 1998, № 11. Уже несколько лет завод экспортирует "Самары" с системой "Дженерал моторе" и нейтрализатором, укладывающиеся в Евро II. На внутреннем рынке пока реализуют машины с впрыском, способные переваДа Нет рить этилированный бензин(аппаратура Затруднились с ответом «Бош», российский «Январь-4»). С нейтрализаторами они достигнут и Евро III... двигатели и вдоволь неэтилированного бензина. Понятно, что отнимать допотопные «копейки», «волги», «запорожцы» у автолюбителей нельзя (старые машины, не отвечающие современным требованиям, должны отмереть естественным путем. Разбогатеем - сами сменим их на современные). Ценители смогут ездить на олдтаймерах хоть всю жизнь. В Европе такие автомобили облагают дополнительным налогом. Нравится антиквариат - пожалуйста, но... искусство требует жертв. Специалисты предлагают разделить все автомобили, зарегистрированные в России, на несколько экологических классов. В нулевой попадут машины, прошедшие сертификацию до 1999 года, а также «старички», выпущенные в «досертифицикационные» времена. Первоклассники - те же самые автомобили, но с антитоксичными устройствами (например, газобаллонным оборудованием). Второй и следующие классы присвоят моделям, отвечающим требованиям Евро. Классификация нужна для того, чтобы не требовать от машин невозможного. «Победа» 58-го не может иметь ту же чистоту выхлопа, что «Мерседес» 98го (см. табл.). Введение новых экологических норм не пройдет безболезненно. Проблемы будут иу автомобилестроителей, и у нефтяников, скорее всего, и у многих рядовых автомобилистов. Но перемены необходимы, как воздух, которым дышать нам и нашим детям.тЦЗР 1/99