82
83
ЭКСПЕРТИЗАПриобретаем на рынке регулятор напряжения для "Жигулей".$лшОдним из первых механических устройств, уступивших свое место под капотом электронному собрату, стал электромеханический регулятор напряжения. Преимущества новинки были очевидны большая точность стабилизации напряжения, повышенная надежность. И если приобрести "механику" сегодня практически невозможно, то электронный регулятор продается едва ли не на каждом шагу. Напомним в двух словах суть работы этих устройств. Напряжение, вырабатываемое генератором, зависит от частоты вращения его ротора, силы тока нагрузки и величины магнитного потока. Чем больше частота вращения ротора, тем выше создаваемое генератором напряжение, а чем больше ток нагрузки, тем напряжение меньше. Для стабилизации напряжения на определенном уровне изменяют магнитный поток генератора - для этого управляют током обмотки возбуждения, как раз с помощью регуляторов напряжения. Большинство этих приборов работает по принципу реле, то подключая обмотку возбуждения к источнику питания, то отключая ее. Поэтому напряжение генератора регулируется ступенчато. Кстати, а какое напряжение должен выдавать генератор? Вопрос не такой банальный, каким кажется на первый взгляд. С одной стороны, для нормальной работы аккумулятора напряжение должно быть обратно пропорционально его температуре* (см. табл. 1). С другой стороны, величина регулируемого напряжения сильно влияет на срок службы ламп, который при превышении номинальной величины питания всего на 15% снижается на 18%. * См. В. Е. Ютт. Электрооборудование автомобилей. М., Транспорт. 1989, с. 63.И еще немного теории. Обычно к цепи питания регулятора подключены различные потребители энергии типа системы зажигания или прерывателя указателей поворота. Кроме того, напряжение на регулятор поступает черезвходной цепи регулятор воспринимает как призыв к действию и повышает напряжение на ни в чем не виноватом аккумуляторе. Для борьбы с этим нежелательным эффектом некоторые регуляторы снабжены специальным изме-множество переходных сопротивлений - замок зажигания, предохранитель и т. п. В результате малейшее увеличение падения напряжения в своейТаблица 11 ЗАВИСИМОСТЬ РЕГУЛИРУЕМОГО НАПРЯЖЕНИЯ 1 ОТ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ Рекомендуемые значения регулируемого напряжения, В Климатическая Время года при наружной при подкапотзона ной установке установке аккумулятора аккумулятора Холодная Зима Лето Круглый год 14.5-15,5 13,8-14,8 13,8-14,8 13.2-14,0 14,2-15.0 13,2-14,2 13,2-142 13,0-14,0Умеренная Жаркая и теплая Круглый год влажнаярительным выводом, подключаемым непосредственно к аккумулятору. При этом подобный регулятор начинает поддерживать нужное напряжение не на собственном входе, а в бортовой сети. Итак, вспомнив теорию, переходим к практике и приобретаем на рынке ("так дешевле") восемь различных регуляторов. Низкая стоимость покупок (от 30 до 70 руб.) компенсировалась поголовным отсутствием упаковки, а за достоверность их происхождения не поручился ни один продавец. Руководства по эксплуатации прилагались лишь к каждому второму устройству (№ 4, 5, 6 и 8). Внешний вид при- Щ обретенных изделий показан на фото 1-8.82ЗР 1/99 ^ЬИзделия № 1-6 выполнены в одинаковых корпусах, но имеют ряд отличий. Подробные сведения по надписям на крышках приводятся в табл. 2. Кроме того, № 1 и2 не имеют световых индикаторов состояния, № 3 снабжен красным светодиодом, а № 4 - зеленым. Номера 5и6 оснащены двумя индикаторами - кстати, эти два изделия отличаются друг от друга только размерами надписи на корпусе. Регулятор № 4 имеет про-очередной образец не самой передовой 4 горят тогда, когда регуляторы отключатехнологии (фото 9). Печатная плата пеют обмотку возбуждения от сети. Индикарекошена, элементы впаяны криво... Отктор изделия № 8 гаснет при достижении ладываем бедолагу в сторону. уровня напряжения 13,35 Ви начинает миОстальные семь изделий честно добгать при увеличении напряжения до 16 В рались до финиша. Разброс по напряже(работать с контрольной лампой устройстнию у разных экземпляров достиг 1В - во отказалось). Двойные индикаторы изделий № 5 и6 при работающем двигателе прямо скажем, многовато. При температуре минус ЖС. спппхп* радостно перемигиваются - свечение вало изделие № 8, явно завышающее _лишь одного из них указывает на неиснапряжение в сети. На правность электрооборудования. Неожиданно хорошо зарекомендовал себя ЗИМ (№ 7). Ради интереса изделие вскрыли - за неказистой внешностью скрывался хороший профессиональный монтаж на двусторонней печатной плате (фото 10). Специальные информационные провода для подключения к "плюсовой" клемме аккумулятора имели изделия № 4 и 8. К сожалению, создатели № 4 допустили серьезный просчет - при случайном обрыве указанного провода регулятор начинает бесконтрольно увеличивать напряжение в бортовой сети... Устройство № 8 продумано лучше - при возникновении такой неисправности регулятор будет работать точно так же, как его коллеги, не имеющие информационного провода. Кстати, это единственное изделие, имеющее электронную защиту от короткого замыкания в нагрузке.Отключать обмотку возбуждения гевод с клеммой для подпонижение темпегтатуры ключения непосредственно к "плюсу" аклучше всех среагировало устройство № 4, нератора при неработающем двигателе ни добавившее к своему_предыдушему пока- __один из рассматриваемых регуляторов не кумулятора. Изделие № 7 с загадочной эмблемой зателю примерно 0,5 В. На подкапотную жару регуляторы ЗИМ внешним видом практически не отонапомнило эпоху звались. первых пятилеток Одиночные свене купить такое было тодиодные индикато• * нельзя. Устройство У. ры в изделиях № 3 и № 8 имеет четыре ~9 клеммы, что позволяет контролировать напряжение Таблица 2 непосредственно на аккумуляторе, Диапазон регулируемого Особенности конструкции а также подключаться к контрольнапряжения, В ной лампе на панели приборов, умеет. Жаль - лишние амперы моЦвет инди№ Надпись на корпусе -20°С 20°С 65Т дублирующей работу встроенного гут иметь решающее значение при катора светодиода. пуске в мороз. 1 13.813,85121.3702 13,914В 13,95 13,95 14,0 Так что же порекомендовать Что ж, проверим устройства в2 121.3702-Е 13,7513,6513,65владельцу "жигулей"? Первым делабораторных условиях. Первый 14V 13,85 13,75 13,75 1213702 3 лом посоветуем ему посетить фирцикл испытаний проводим при ком? ? ? СДЕЛАНО В СССР Красный менный магазин - лучше перепланатной температуре, второй - при 14В тить червонец за изделие с гаран4 минус 20°С, третий - при +65°С. 1213702М /14,45-1 13,9513,95Зеленый 14В \14,55 ,' 14,05 14,05 тией, чем приобретать дешевого Результаты проверки приведены в 121.3702 5 Красный 13,9513.8513,85кота в мешке типа устройства № 3. табл. 2. СДЕЛАНО В РОССИИ и зеленый 14.05 13,95 13.95 14В Что касается светодиодных индиОгорчило изделие № 3 с гор121.3702 6 Красный 13.9513.7513,75каторов и информационных проводой надписью "СДЕЛАНО В СССР", СДЕЛАНО В РОССИИ и зеленый 14,05 13,95 13,95 14В дов, то полезность подобных "наотказавшее при первом же вклю7 БЭРН воротов" очевидна, хотя обязачении. Впрочем, где гарантия, что 14,0513,913,95ГОСТ 3940-84 14,25 14,2 14,15 тельными их не назовешь. Словом, продавец не подсунул нам откро14В 8 ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕГУ у покупателя есть выбор, а это венный хлам со старого автомобиКрасный 14,6(\ 4.55^, 14,5ы ЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ 14,7 14,8 главное. ля? Снимаем крышку - перед нами ЭРН-2ЛщЛЛЗР 1/9983