44
45
46
47
КОНКУРЕНЦИЯГРУЗОВИК- ffiПримерно через месяц на автосалоне в Брюсселе будут вручать традиционный приз "Грузовик года". В этом году реальных претендентов двое. О них рассказывают наши корреспонденты, побывавшие на презентациях этих машин. Представим себя на месте жюри и выслушаем некоторые аргументы сторон.Среди них машины с колесными формулами 4x2, 4x4, 6x2, 6x2/4, 6x4 и несколькими вариантами базы. В зависимости от назначения автомобиля (самосвал, фургон, седельный тягач и др.) используют ту или иную модификацию ходовой части. Что ж, родословные примерно одинаковы у обоих претендентов. Семьи их в автомобильном мире весьма и весьма уважаемы, имена говорят сами за сеАндрей СИДОРОВ, Антон ЧУИКИН бя... Гаммы, как видим, схожи... Итог "BMb6o-f)ll". С 1985 года шведская сой от 18 тонн для городских и пригородпервого раунда -1:1. фирма выпускала предшественника - ных перевозок, шасси под любые кузова, "Вольво-FL" (не запутайтесь в индексах!), строительные самосвалы о трех и четыJKomopW. В ряду двигателей "JOibSo" тяжелый грузовик для самых разных рарех осях... Даже возглавить стотонный автри рядных шестицилиндровых дизеля, все, естественно, с турбонаддувом и инбот; кроме, пожалуй, дальнобойных. Нотопоезд по плечу FM. теркулером, с электронным управлением вое поколение магистральных грузовиков FH, и по дизайну, и по технике, и по ком"JfiepCe3cC-5«KI| ^ImeZO". Осенью минуввпрыском топлива, удовлетворяющие форту далеко ушедших от скромных родишего года в Маастрихте (Голландия) "Мернормам Евро II. Средний, десятилитротелей, увидело свет в 1993-м. И вот у седес" представил новое поколение грузовый D10B мощностью 320 или 360 "лошафлагмана FH появился младший брат, виков "среднего радиуса действия". Вмедок" достался в наследство от предыдусменщик "грузовика-86", кандидат в "гру- сте с именем от старших, легких "атего" щего семейства. Самый сильный 24-клазовики-99". полной массой 6,5-15 тонн новичок унаспанный D12C с насос-форсунками - разФирма так излагает концепцию новой ледовал кабину и силовой агрегат (ЗР, витие конструкции 1993 года; мощность модели: мы расспросили наших клиентов 1998, № 6). Шасси же пришлось впору от 340-420 л.с. Наконец, D7C - подросший по всему миру - какой грузовик они хотят? "Актроса" (ЗР, 1998, № 1). Семейство, напо сравнению с предшественником на считывающее 17 особей - базовых моде0,6 л, до 7,3 л - простой, казалось бы, моИ затем построили ЭТО. Получилось, действительно, на любой лей, обосновалось в нише 18-26 тонн. тор, всего два клапана на цилиндр, но "опутанный" электроникой, включая вкус. В гамме - грузовики диагностическую систему. Два ваполной масрианта: 250 или 290 л. с. О дружелюбии к природе. Весной для "городских" моделей FM7 фирма предложит фильтр отработавших газов. Он разместится внутри глушителя и сможет улавливать более 90% твердых частиц (сажи). Весь блок глушителя включает в себя ката-Г.j иВОЛЬВО" ПРОТИВ "МЕРСЕДЕСАКаждый цилиндр обслуживают четыре клапана - два впускных, выпускной и декомпрессорныи. Впускные клапаны движутся по разным законам. Открыва-1литический нейтрализатор и собственно фильтр из пористой керамики. Срок его службы - один год или 100 тысяч километров; затем его следует очистить и... использовать снова, развернув при установке на 180°. Двигатель на всех "amezo" один - дизельная рядная "шестерка" OM906LA с турбонаддувом и охлаждением сжатого т воздуха (интеркулером). Давление наддува 1,6 кгс/см2. Мощность.'i-А,~~ных колебаний потока. Декомпрессорныи клапан стравливает воздух из камеры сгорания в конце каждого такта сжатия на режимах торможения двигателем. Вместе с заслонкой в выпускном трубопроводе такой тормоззамедлитель очень эффективен. Ушел в прошлое единый топливный насос высокого давления. Каждая форсунка оснащена своим, отдельным, с электрическим управлением. Насосы соединены с форсунками короткими трубками. Такое решение значительно улучшило характеристики впрыска. Короткая, а значит, жесткая магистраль высокого давления менеет ш/ т ;Ш- 231 или 279 л. с. '• * на выбор, в зависимости от степени форсировки. И это всего при 6,4 литра рабочего объема! Для сравнения: известный нам двига"Атего": на автомобилях для стройки тель КамАЗ-740 "Вольво-FM" проходит тест не безопасность склонна к образовахлоп вверх. объемом 10,85 лв столкновение на 30 км/ч! нию отраженных лучшем случае выволн давления в трудает 220 л. с (с наддувом - 260). Расчетный ясь вместе, закрываются по очереди. Это бопроводах, так что впрыск получается ресурс двигателя "Атего" - 600 тысяч килопомогает улучшить наполнение цилиндболее четким: нет нежелательного "подметров, обслуживание - через 100 тысяч. ров воздухом за счет снижения резонансвпрыска", присущего длинным магистраКамАЗ-740 продержится 300 лям высокого давления. В них тысяч, если повезет. вслед за основной порцией топлива, попавшей вш; 1\щ 7 датгl \ртЕШКЯ цилиндр, отраженная волна давления вновь поднимает иглу распылителя и проталкивает дополнительно несколько капель. Они не распыливаются, а сгорают в распыливающих отверстиях. Это ведет к их закоксовыванию, ухудшению распыла и перерасходу топлива. К тому же страдает экология, а ей там уделяют первейшее внимание. Сколько ни колесили мы по дорогам Запада, коптящих машин не встретили. Даже тяжеленный автопоезд, едва ползущий в гору, не выдает себя шлейфами сизого или черного дыма. Разумеется, нет и едкого дизельного запаха. Конечно, никакой "Мерседес" пока не обходится совсем без выхлопа, но тот, что есть, проходит через катализатор и отводится высоко вверх, за кабиной. Последнее не касается магистральных автомобилей - они работают вдали от людей. А на стройплощадках, например, где самосвал или бетоносмеситель "гостят" часто и подолгу, верхний дымоход очень пригодится. Пожалуй, здесь "немец" вырывается вперед Конечно, моторы "Вольво" великолепны... но "мерседесовские" выглядят более современными. Очко в их пользу и общий счет - 1:2.И гидравлическое: кроме нескольких механических коробок, на заказ, например для коммунальных машин, предлагают "автомат" - "Вольво Пауэтроник". У "^ГОбго" тоже три варианта кабин. Самосвалу, весь день крутящемуся на стройплощадке, ни к чему два спальных места, а в дальней дороге они очень могут пригодиться. В глушителе "Вольво" отработавшие газы проходят через нейтрализатор, затем очищаются в особом фильтре."Рентген" нового грузовика. Обратите внимание на подушку безопасности. значит, нет нужды накрывать двигатель ватной телогрейкой, продев в ее рукав рычаг коробки - испытанный способ борьбы с шумом и дребезгом рычага на КамАЗах. Но перебирать вручную, пусть даже с гидроприводом, шестнадцать передач все равно - рутина. Для любителей большего комфорта есть вариант с автоматической коробкой. Подвеска - тоже на все случаи. Рессорная для самосвалов и других строительных специальностей и пневматическая для фургонов и седельных тягачей. Кроме комфорта, у нее есть еще одно важное достоинство регулировка погрузочной высоты кузова. Специальная конструкция пневмобаллонов допускает ее изменение в пределах 300 миллиметров. Нажал несколько кнопок выносного пульта - и непреодолимая для погрузчика ступенька между кузовом и складской эстакадой исчезает на глазах. Коробки передач, варианты пневмо- и рессорных подвесок, наборы ведущих и управляемых мостов не дают "лишнего" очка никому из претендентов. А вот что касается кабин... Шведский натиск: традиционное удобство, комфорт, более "домашний интерьер" плюс симпатичный дизайн. Пассивная безопасность, скорее всего, одинакова... Хотя шведская методика испытаний "на удар" более жесткая. В общем, снова ничья - 2:2.Kaiuxu, трансмиссии, "медо411 . Кабина fЩ - чуть уменьшенная копия старшего FH. Соответственно, столь же хороша (насколько это возможно для грузовиков) аэродинамика. У плоского, угловатого предшественника наш герой выигрывает в сопротивлении воздуха около 20%. Всего кабин три - короткая "дневная"; подлиннее и повыше со "спалкой"; большая, под традиционным именем Тлобтроттер" с двумя спальными местами. Набор, в общем, стандартный для машин этого класса. Самое интересное в интерьере, на мой взгляд, вовсе не "меблировка", а... маленький дисплей. На него можно вывести температуру наружного воздуха или моторного масла, расход топлива или индикацию работы тормоза-замедлителя и т. д и т. п. И главное - диагностическую информацию (а еще больший ее объем покажет, например, ноутбук, подключенный к автомобилю). Современный грузовик - не только механическое, но и электронное чудо.DID - информационный дисплей водителя - напомнит, что пора провести обслуживание. Коробок передач у "Атего" пока три варианта: 6-, 12- (шесть ступеней и "половинки" между ними, почти как на КамАЗе) и 16ступенчатая (восемь плюс "половинки"). Управление любой коробкой - гидравлическое. Рычаг в кабине водителя связан с гидроцилиндрами, а те соединены гибкими шлангами с исполнительными механизмами коробки передач. Достоинства такой конструкции - герметичный полик кабины и никакой вибрации на рычаге. А46ЗР 1/99 ника поднимает сиденье на заранее заданную высоту. Слева под подушкой целый рояль клавишей. Что только они не вытворяют с сиденьем! Можно устроиться в любой, даже самой экзотической позе - запаса регулировок хватит на все. Пускаю двигатель и выезжаю с просторной стоянки в тесноту местных улочек. К машине даже привыкать не надо как будто всю жизнь только на "Атего" и работал. Хороший обзор, в том числе и назад, через зеркала. Легкий руль и педали, "спокойный" послушный рычаг коробки. Покрутившись по городу, выезжаем на автобан. Звук двигателя на скорости до 90 км/ч (для мастеров-журналистов ее искусственно, от греха подальше, ограничили - как говорится, ^ишшшш •пшшнвввиашвв шашшшшшшт "под педаль газа кирпич положили") не мешает разговаЦихи-тССШ. Что же каривать вполголоса. Совсем На дверце сается водительских впепредупрежне свистит турбонаддув, что чатлений... Самое яркое: дение: внутдля российского уха кажется девушка с небольшим ри лонжерона рамы лланеестественным. Автомоопытом вождения вазовстиковые биль, даже полностью груской "восьмерки" правила воздушные магистрали. женный, охотно разгоняется двадцатитонным fJJ без Они не ржаи еще лучше тормозит. Сисвсяких хлопот. На домашвеют. но ботема тормозов оснащена умнем полигоне "Вольво" в ятся "решительного" ной электроникой и АБС. С Гетеборге новый грузоремонта. ней, по утверждениям фирвик показал себя весьма послушным, отзывчивым полной мере ощутить все мы, тормозной путь со скорости 85 км/ч сои легким в управлении. достоинства этого грузокращается на 36% или 25 метров против От себя отмечу великовика, лучше садиться за обычного. А для тех, кому этого не хватит, лепную обзорность, весьруль после поездки на есть полноразмерная подушка безопаснома эффективный моторКрАЗе. Пересев с легкости - автомобилям бескапотной компоновный тормоз (я уж молчу о На машинах для бездорожья ниж вушки, особой разницы не ки вещь, на наш взгляд, необходимая. штатном с АБС), легкие орняя ступенька - подвесная. Замысловатый маршрут длиной 50 килозамечаешь. Разве что неганы управления. Так, усипривычен габарит да почметров подходит к концу. Ощущения, словно лие на педали сцепления меньше, чем у ти горизонтальный руль. Кстати, его полоот обычной поездки на легковушке, только предыдущей модели, на 30%, на рычаге кожение можно ребольшой. Выключаю робки - на 50%. И очень заметный шаг впегулировать. двигатель (лишь поворед в комфорте и удобстве управления. В кабину веОчевидно, придется по душе любому дут три ступеньки водителю увеличенный интервал между ТО - акробатически - например, у FM12 он равен 75 000 кило"тянуть ногу" не метров. Прибавьте сюда простоту диагнонужно. Поворачистики (поможет электроника) и относительваю ключ в первое положение, и но развитую сеть "вольвовского" сервиса. ротом ключа, никаких Ну, а каков в деле "^ШКО"? Чтобы в услужливая меха"глушилок", перекрывающих подачу топлива, нет) - и сиденье Пневмоподвеска при погрузке-разгрузке регули плавно опускается. Зарует положение кузова. навес! АккумуляЕздить на современных грузовиках торный ящик - не только работа, но и удовольствие. в "восточном" исполЛидер так и не определен, соперники нении. получают по очку - 3:3. Еще один аргумент: "Мерседесу" почетный титул присуждали последний раз Три зеркала в 1997-м (призер "Актрос"), "Вольво" справа - батремя годами ранее ("Грузовик года-94" зовая комплектация. модель FH). Чья же очередь теперь?ЗР 1/9947