152
153
ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬДля чего на шинах отдельные давая эффект "липкости", примерно так, "шашки" протектора как будто дополкак это происходит у автомобильных "игнительно надрезаны? Что дают эти рушек", которые крепятся к стеклу на прорези? И правда ли, что шины разприсосках. Входя в зону контакта, выных фирм иногда сильно отличаются ступ протектора нагружается и деформируется (рис. 2): объем пустот увеличисвоими свойствами? вается, а давление падает. Воздуху заВ современных шинах каждый выступ полнить эти объемы тем сложнее, чем протектора может быть рассечен множевыше скорость движения и меньше вреством узких "ножевых" прорезей, порой мя контакта выступа с дорогой. Это подостаточно сложной формы. В отличие от лезное свойство в большей мере может широких канавок между выступами, назначение которых удалять воду из пятна контакта шины с дорогой, улучшить ее сцепление с рыхлой грунтовой или снежной дорогой, узкие прорези обеспечивают повышенную эластичность каждой "шашки" протектора в контакте с дорогой. По мере совершенствования технологии производства шин сама "идеология" этих прорезей усложнялась и они начинали выполнять новые функции. Рис. 1 показывает различия в деформации отдельной "шашки" протектора при взаимодействии с местной неровностью покрытия. Известно: шероховатое покрытие дороги повышает сцепные качества шин, но и сами они должны максимально "цепляться" за шероховатость. Жесткой, монолитной резине протектора это удается хуже (рис. 1, а), чем разделенной на мелкие упругие элементы (рис. 1, б). Узкие "ножевые" прорези при определенных условиях значительно повышают сцепление шины с покрытием, соз-проявляться на гладких и даже мокрых покрытиях (например, на льду). На шершавых важнее эластичность, о которой уже сказано. Эти свойства резины давно известны... обувщикам. Например, если вы входите в вестибюль метро с отполированным и мокрым после мойки полом, то здесь наиболее безопасна обувь на эластичной подошве с прорезями, а еще лучше - пористой. Но крайне опасна обувь на твердой (и тем более подкованной) подошве. Все эти эффекты - казалось бы простые и очевидные - расчетам поддаются плохо. И хотя шинная наука на месте неРис.1. Взаимодействие с покрытием жесткого (а) выступа протектора и надрезанного, эластичного (б).а-W-IРис.2. Эффект "присоски" на гладком покрытии.-Mmiстоит, каждая фирма, разрабатывая новые модели шин, опирается прежде всего на накопленный опыт и собственные, часто засекреченные "наработки", охраняемые от конкурентов. Поэтому понятно, что шины разных фирм всегда чемнибудь будут отличаться. Ну а потребителю остается, видимо, доверяться советам специалистов.Часто приходится ездить по доро­стенки литого диска удается сделать догам с неровным, разбитым покрытием. вольно толстыми. Несмотря на это, он поНе раз слышал о высоких качествах лучается легче стального. литых дисков колес и хочу купить таНо насколько хороши жесткие диски кие для своего "Москвича". Что вы пов тяжелых условиях эксплуатации - насоветуете? пример, на сильно разбитых дорогах? Здесь стальной обод колеса при сильном Действительно, по целому ряду покаударе о кромку дорожной выбоины смизателей так называемые литые диски нается, принимая на себя большую часть (точнее, выполненные из легких сплавов энергии удара. В результате меньше - сама технология их изготовления может страдают шина и детали подвески. А жебыть различной) превосходят штамповансткий, несминаемый диск способен букные из сравнительно тонкого стального вально прокусить защемившуюся боковилиста. Они жестче, меньше деформируну шины - вскоре на ней появляется хаются от случайных ударов (хотя легкий рактерная "грыжа" - значит, покрышке сплав по удельной прочности и уступает пришел конец. Езда на легкосплавных стали). Жесткость достигается тем, что дисках по дорогам с плохим покрытиемускоряет также износ подвески и кузова - на них воздействуют более жесткие удары и вибрации. Вывод: если ездите в основном по сильно поврежденным дорогам, то вряд ли целесообразно тратиться на покупку дорогих легкосплавных дисков. Главное, что позволяет сохранить автомобиль на российских дорогах, - осмотрительность. Тот, кто следует этому правилу, может позволить себе даже на наших колдобинах и низкопрофипьные шины, и красивые диски. Известно ведь, что в одних и тех же условиях один автовладелец ухитряется ездить, не повреждая колес, а другой обзаводится "квадратны- Щ ми" уже в первых поездках.152ЗР 1/99 V1/1999A* >msmtмчЩ<*m^%СТАРТЕР "САМАРЫ"СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ "ЖИГУЛЕЙ" ПОДБЕРИ СЕБЕ КЛЮЧИЭЛЕКТРОСХЕМА "ОПЕЛЯ-ОМЕГА",ОБСЛУЖИВАЕМ "ШКОДУ^ ФЕЛИЦИЯекw