ш:ш.ш,1,г.ш,тСДВИГ ПО ФАЗАМДвигатели Волжского автозавода примеряют систему регулирования фаз. Максим САЧКОВВспомним, как происходит впуск в обычном четырехтактном двигателе. Поршень, миновав верхнюю мертвую точку (ВМТ), движется вниз. Открывшийся несколько раньше впускной клапан пропускает смесь, и она постепенно заполняет цилиндр. Вот пройдена нижняя мертвая точка (НМТ), но клапан еще какое-то время открыт: на больших оборотах инерция потока топливно-воздушной смеси позволяет «дозаправить» цилиндр. Для получения высокой максимальной мощности - это благо, а вот крутящий момент на небольших оборотах неизбежно пострадает: если частота вращения коленвала невелика, поршень успеет вытолкнуть часть смеси через впускной кпапан. Избежать потерь можно, если раньше закрывать впускной клапан на малой скорости коленчатого вала. Менять длительность фазы чересчур сложно, поэтому решено быпо смещать соответственно и момент открытия клапана. Линейная скорость поршня вблизи ВМТ относительно невелика, поэтому потери на газообмен практически не возрастут. Конечно, идеап - ппавная регулировка фаз, а программа-минимум это компромисс между сложностью и результативностью: два фиксированных положения вала, два режима работы впускных клапанов. И тот и другой варианты реализованы на многих серийных двигателях за рубежом. Но если говорить об опытно-конструкторских работах, мы, в общем, не спишком-то отстали от Запада и Востока. Для перспективного двигателя ВАЗ-11193 (ЗР, 1998, № 11) уже адаптирован механизм регулирования фаз, разработанный московской фирмой АО "Терра". Мотор - дальнейшее развитие двухвального 16-клапанного ВАЗ2112 - должен появиться на конвейере в 2004 году и, естественно, отвечать уровню техники XXI века. Отечественные конструкторы выбрали более дешевый вариант с двумя фиксированными положениями «впускного» распредвала - гидромеханическое поворотное устройство (на фото). Две пары поршней в корпусе механизма могут сдвигать вал на 20° вперед (впускные клапаны при этом открываются и закрываются раньше). По каналу внутри вала моторное масло подается к поршенькам, и они выталкиваются «наружу», увлекая за штифты фланец распредвала. Обратите внимание на форму канавок - у соседних поршней они разные. У одних - сначала пологая (рабочая) часть, затем крутая (вспомогательная), у других - наоборот. Первые поворачивают распредвал на десять градусов и останавливаются - давления масла не хватает, чтобы преодолеть изгиб канавки. Вторые миновав вспомога тельную часть уже вышли на рабочую позицию: они изменяют угол поворота еще на столько же. Потребова лось вернуть распредвал в начальное положение - работает сначала вторая пара, затем первая. Обойтись парой поршней не позволила теснота - весь механизм должен "поместиться" в звездочке!„ВШ1Ш И150настройки управляющего блока возможны варианты. Первый порадует водителей увеличением «тяговитости» - крутящий момент на невысоких оборотах возрастает на 12-15%. Второй в какой-то мере успокоит «зеленых»: снизится содержание вредных выбросов в отработавших газах. В Момент поворота зависит угоду экологии ВАЗ планирует от частоты вращения коленвасделать регулируемым не тольла, нагрузки, детонации и раско впуск, но и выпуск. На режисчитывается электронным бломах, где не требуется полная ком (тем же, что командует и мощность, выпускной клапан другими системами двигателя полезно открывать и закры- впрыском, зажиганием). Комвать пораньше. Тогда часть отпьютер управляет электромагработавших газов останется в нитным клапаном, который нацилиндре и разбавит свежий правляет поток масла по раззаряд (внутренняя рециркуляным каналам. В зависимости от ция). По сравнению с впускомФАРА! СЛУШАЙ КОМАНДУТогда луч будет всегда направлен куда следует.Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ Немецкие законодатели хотели как лучше ив свое время обязали с 1990 года все выпускаемые автомобили оснащать ручным корректором попожения фар, дабы луч от тяжепо груженной машины не светил в глаза встречным водителям. Получилось же как всегда (это не только российская прерогатива) - большинство тех, кто имеет на передней панепи ручку гидро- или электрокорректора, редко оставляет на ней отпечатки своих пальцев. Что было делать - и производители электроосветительных приборов пошли навстречу автомобилистам. Разработанный фирмой "Хелла" автоматический корректор фар представляет собой компактный блок с микропроцессором и индуктивным бесконтактным датчиком, который с помощью нехитрого рычажного механизма воспринимает положение задней подвески. Полученные данные мгновенно обрабатываются, и электродвигатели, управляющие попожением фар, получают Ф необходимую команду. Пока46ЗР 2/99