22
23
НАШЕ ЗНАКОМСТВОПРО ТОГО САМОГО УМНИКА"СМАРТПАЛС" SMART & PULSE Смарт" дебютировал на автосалоне во Франкфурте в 1997 году и ожидался в продаже уже весной 1998-го. Однако буквально в последний момент возникли проблемы с устойчивостью, что отложило встречу машины с покупателем до осени. Сегодня в Западной Европе этот микроавтомобиль можно приобрести в двух вариантах: "Смарт-энд-Пьюа" (33 кВт/45 л. с.) и "Смарт-энд-Палс" (40 кВт/55 л. с ) , а вскоре появится и самый дорогой "Смарт-энд-Пашн" с наиболее богатым серийным оснащением. Анатолий ФОМИН. Фото автора маги. Свои "смарты" они получат лишь через 6-10 недель - производство пока не поспевает за спросом. По расчетам один "Смарт-центр" должен продавать в год не меньше 1000 машин, а работает в нем, между прочим, всего 25 человек. Просто любопытных в центре пруд пруди - хпопают дверями автомобильчика, усаживаются на сиденья, крутят баранку. Записаться на тест-драйв в субботу целая очередь, в будни, говорят, проще. Л ЧТО ПОКУПАЮТ Первое, на что обращаешь внимание, - это размер машины. От "носа" до "хвоста" ровно 2,5 метра - меньше, чем колесная база автомобиля среднего класса. Собственно, это и есть основное достоинство "Смарта". Надо иметь в виду, что даже на тесной улочке в центре города границы для парковки автомобиля размечены по одному стандарту: 2,5x5 метров, так что и внушительный "Мерседес-Бенц" S-класса, и крошечный "СЕАТ-Ароса" занимают одинаковое место. Разве что на последнем заехать проще. Но это не про "Смарт". Его разрешается парковать поперек (!), а потому на месте для одного нормального автомобиля поместятся вдоль два, а поперек - даже три малютки! В Швейцарии есть уже специальные сто- Щ янки, стоимость которых для водителей "смартов" в три раза дешевле. Вот так-то! Что ж, пора за руль. Вопреки ожидаемому, внутри легко поместятся двое любой комплекции, кроме, может быть, баскетбольных центровых. Только водителю большого роста будет крайне неудобно переключать передачи: рычаг окажется под правой коленкой. Впрочем, у автора нареканий по поводу рабочего места нет. Сиденья вроде бы незатейливые, но вполне хороши. Причудпивой формы переключатели и дефлекторы вентиляции распопожены логично и функциональны, к тому же "игрушечность" интерьера нисколько не умаляет качества исполнения. ВДОЛЬ ПО... ШТУТГАРТУ Вставляем ключ зажигания в замок возле рычага коробки передач - только теперь можно включить передачу - и вперед. Педали сцепления нет, но это не отменяет обязанности шевелить рычагомгКак бы вы отнеслись к тому, что ваше будущее в один прекрасный момент ста нет известно вам до последней детали? Вряд ли такая перспектива обрадует. Иное дело, когда случай позволит познакомиться с машиной из будущего, оказавшейся в нашем времени. ГДЕ ПОКУПАЮТ На дорогах Германии эту диковинную машинку встретишь редко - ее официальная продажа началась только 2 октября прошлого года. Впрочем, купить "Смарт" можно уже в восьми странах Европы, но с одной оговоркой: "смартами" не торгуют традиционные дилеры - изготовитель продает их только через специально созданную сеть оригинальных "Смарт-центров". В Штутгарте, например, их два, а в Берлине целых семь! Здесь можно получить и кредит на приобретение машины, застраховать ее, установить дополнительное оборудование, сделать техническое обслуживание или ремонт любой сложности. При 35процентной оплате базового "Смарта" во время покупки и рассрочке на три года ежемесячно придется "отстегивать" всего 103 немецкие марки. Кредит, правда, предлагают под 7,9% годовых - по местным понятиям не самое заманчивое предложение. При этом годовой пробег не должен превышать 10 000 километров. КТО ПОКУПАЕТ Высок ли спрос на "Смарт"? Кому он пришелся по вкусу? На такие вопросы продавцы обычно отвечают неохотно. Но два часа, проведенные в "Смарт-центре", дали возможность составить об этом какое-то представление. Покупатели отнюдь не бедные. Пожилой седой немец и его спутница с 'фотомодельной" внешностью прибыли на новейшем "S-классе", чета постаревших хиппи - на "Харлее", большое и шумное семейство - на свеженьком "АудиА6 Аван". Это только те, кто подписал бу-'22ЗР 2/99 вперед-назад. У "Смарта" шесть передач, и переключать их приходится очень часто, что не удивительно для 600-кубового мотора с турбонаддувом. Разгон до 100 км/ч приходится завершать на четвертой, а максимальная скорость 135 км/ч достигается на пятой передаче. Вот только автоматическое сцепление не способно работать по-настоящему быстро, и педаль газа при переключении надо отпускать. На машинах "Смарт-эндПалс" аналогичная коробка передач, но оснащенная механизмом автоматического переключения "Софтач". Именно такая оказалась на "моем" "Смарте". Логика ее действий показалась довольно примитивной. Электроника включает очередную передачу только при достижении оборотов максимальной мощности или сбросе газа. Иная программа вряд ли подошла для крошечного мотора - "вытягивать" с низких оборотов он неспособен, хотя на средних и высоких вполне "живой". По утверждению изготовителя, разгон до 60 км/ч занимает 7 секунд. Но самое любопытное - поведение машины на дороге. Конечно, на городских улицах не "прохватишь", но пара поворотов и круговая развязка, пройденные с ветерком, оставили яркие впечатления. "Смарт" слишком отличается от "нормальных" автомобилей, чтобы соответствовать привычным канонам. В этом смыспе он потрясающая пародия (если хотите, карикатура) на ... "Порше-911". Быстрый, чуткий руль без усилителя - и при этом упорное нежелание входить в поворот, жесткая подвеска - и внушительные крены и раскачка, "растопыренные" низкопрофильные задние колеса - и отсутствие мощного мотора, способного их провернуть. Впрочем, эпектронная система стабилизации и АБСне позволят машине "завертеться волчком". Кстати, попробуйте назвать другой современный микропитражный автомобиль с задним приводом и заднемоторной компоновкой. В городских усповиях важны маневренность и обзорность. Увы, обзор оставляет желать лучшего. Но если толстые передние стойки можно расценить как расплату за пассивную безопасность, то за что расплачивается крошечное заднее стекло и нелепой формы зеркало заднего вида, остается неясным. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ "СМАРТ"? Скорее всего, вообще не автомобиль. Это городское транспортное средство для небедных людей в богатой стране. Основательно "загруженный" дополнительнымоборудованием малыш потянет на 24-25 тысяч марок. Будущая версия с турбодизелем будет еще дороже. Вопросы долговечности или удобства ремонта состоятельных обычно не интересуют. Важнее гарантия и развитый сервис. А потому о ресурсе 600-кубового моторчика с турбонаддувом вам вряд ли расскажут - зато похвастаются тем, что замена его занимает всего два часа. Где запасное колесо? Его нет вовсе. Приложен только баллончик с гелем для заделки прокопа, если же он не спасет, надо вызывать сервис на колесах. Благо, услуги его уже оплачены на год вперед при покупке машины. Обслуживание? Раз в год или за 15 тысяч километров. И три года гарантии от всех неприятностей. А теперь посчитайте, сколько можно сэкономить, купив "Смарт"... в России. Но такой вопрос просто неуместен - это транспортное средство не для нас ни сегодня, ни 8 обозримом будущем. А теперь осмыслим впечатления. Год назад, представляя автомобиль (ЗР, 1998,14 ifшТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОбщие данные: число мест - 2, снаряженная масса - 720 кг; полная масса - 980 кг; максимальная скорость- 135 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч- 18 с; средний расход топлива-5,0 л/100 км; запас топлива - 22 л; топливо - АИ-95. Размеры, мм: длина - 2500; ширина - 1515, высота - 1529; база -1812; колея спереди/сзади -1286/1354, дорожный просвет - 131; объем багажника - 150 л; радиус поворота -4.3 м. Двигатель: с распределенным впрыском, турбонаддувом и промежуточным охлаждением, два клапана на цилиндр, трехцилиндровый рядный, расположен сзади поперечно наклонно; рабочий обьем - 598 см 3 ; диаметр цилиндра и ход поршня - 63.5x63,0 мм; степень сжатия - 9,5; мощность - 40 кВт/55 л. с. при 5250 об/мин; максимальный крутящий момент - 80 Нм (кратковременно 88) при 2000-4500 об/мин. Трансмиссия: привод на задние колеса; коробка передач - механическая шестиступенчатая с автоматическим сцеплением, передаточные числа: I - 8.52: II - 6.18, III - 4.44; IV - 3.38; V - 2.45; VI- 1.76, эх. - 8.06; главная передача -1,66. Подвеска; передняя - независимая, с поперечными рычагами и поперечной рессорой, задняя - зависимая пружинная типа "Де Дион", стабилизаторы поперечной устойчивости спереди и сзади. Тормоза гидравлические с вакуумным усилителем и АБС; передние - дисковые, задние - барабанные. Рулевое управление реечное без усилителя Размер шин: спереди - 135/70R15. сзади - 175/55R15.№ 2), мы задались вопросом: "Смарт" - умник (так переводится его имя) или выскочка? Однозначного ответа на это и ныне дать никто не решится. Инженеры "Даймлер-Бенц" создали прелюбопытный феномен. Ведь успех новинки может положить начало изгнанию полноценных машин из городов. Конечно, даже 200 тысяч "смартов" в год погоды в Европе не сделают, но примеры бывают заразительны...ЗР 2/9923