132
iJlOH'AO К'АОП'АЛРегулировка привода сцепления нетрадиционным способом "на ощупь" - может дать отличный результат. Попробуйте!Антон УТКИН Обсуждая достоинства и недостатки узлов и систем своих машин, владельцы чаще всего говорят о двигателе ("тянет как зверь" или, наоборот - "тупой и задумчивый") и еще, пожалуй, подвеске ("мягко и бесшумно" или "жестко, как на табуретке"). Гораздо реже вспоминают о механизме переключения передач (четкость работы, длина ходов) и уж совсем редко - о сцеплении и его приводе. Объясняется все просто. Если запас или недостаток мощности мотора напоминает о себе постоянно (хотя бы в уличных "соревнованиях" с другими автомобилями), то к органам управления водитель быстро приноравливается, переставая замечать их достоинства или, напротив, неудобство. И все-таки лучше привыкать к хорошему - об этом скажет всякий, пересевший с отечественной машины на иномарку. Если к сцеплению "Москвича", "Жигулей" или "Волги" приходится приспосабливаться, дабы избежать рывков, вибрации или невольной перегазовки, то в автомобиле солидной фирмы водитель просто плавно отпустит педаль и тронется с места, словно с "автоматом". Секрет мягкой работы "фирменного" сцепления - в высоком качестве диафрагменной пружины нажимного диска и демпферного узла ведомого, пока недостижимого для отечественных производителей. При включении сцепления диски сближаются практически параллельно и вступают в работу одновременно по всей площади фрикционных накладок. Это позволяет применить привод с большим передаточным отношением, разводящим диски друг от друга на минимальное расстояние - вот почему на иномарках даже с 200-сильными моторами выжимать педаль легче, чем на "Жигулях". Впрочем, в последние годы и владельцы вазовских машин имеют возможность приобщаться к "западным технологиям" заплатив вдвое-втрое дороже, чем за родную "корзину", покупают импортную. Такие специализированные фирмы, как SACHS, Luk, QH, OTA, Borg and Beck и другие, выпускают для "Жигулей" и "Самары" комплекты сцеплений ("корзина", диск и выжимной подшипник), а также их составляющие порознь. Увы, часто попадаются подделки из стран "третьего мира", поэтому лучше покупать детали в магазинах посолиднее. Пусть они и подороже, но это с лихвой окупает себя долговечностью подлинных изделий именитых фирм. Надо еще иметь в виду, что снять и поставить сцепления стоит порой дороже, чем сами запчасти. И это тем более оправдывает как покупку дорогих высококачественных деталей, так и профилактическую их замену. Скажем, сцепление разобрано для удаления изношенного ведомого диска, а "корзина" и выжимной подшипник, проработавшие свыше 100 тыс. км, внешне выглядят отлично. Все равно разумно заменить и их: проехав еще столько же, вы будете уверены, что не придется вновь снимать коробку. Поставить импортные "корзину", диск и выжимной - только полдела. Есть еще привод сцепления. Далеко не на каждом нашем автомобиле его конструкция отвечает требованиям безопасности. Нередко педаль сцепления стоит так высоко от пола, что приходится каждый раз поднимать ногу, чтобы нажать на нее. Привыкать к неудобству, принимая его как должное, не следует - когда-нибудь это может привести к беде. Поездив несколько часов по городу, усталый водитель будет все реже и реже переключать передачи - кому охота лишний раз поднимать тяжелый ботинок, чтобы выжать" сцепление. А значит, и скорость не будет снижать там, где обычно снижал... Помните: педаль сцепления должна в верхнем положении стоять так, чтобы выжать ее можно было, не отрывая пятку от пола! Поговорим об этом подробнее. Если регулировка высоты педали ограничена или невозможна (например, на УАЗе, "Газели" и больших грузовиках), подложите под коврик на полу обрезки досокРис. 1. Беззазорный тросовый привод сцепления "Самары": 1 - педаль; 2 - трос; 3 - регулировочные гайки; 4 - кронштейн; 5 - поводок троса; 6 - оттяжная пружина.Рис. 2. Привод главного цилиндра сцепления "Волги" и "Газели": 1 педаль; 2 - проушина; 3 - толкатель; 4 - контргайка; 5 - главный цилиндр; 6 - возвратная пружина.К сожалению, не на каждой российской машине даже фирменное сцепление способно служить долго, как на иномарке. Например, на переднеприводных ВАЗах ведомый диск приходится менять втрое чаще, чем на "классических" из-за быстрого выхода из строя демпферного узла или даже поломки ступицы. Причина нередко кроется в несоосности коленвапа и первичного вала коробки передач - на "Самаре" эти две детали не центрируются через подшипник, как в "Жигулях", а обеспечить такую же точность изготовления картеров, как на иномарках, завод, судя по всему, еще не в состоянии.подходящей толщины и вы сразу почувствуете - управлять машиной стало удобнее. На большинстве современных легковых автомобилей ("Самара", "Ока", "Москвич-2141", иномарки) педаль стоит выше, чем надо, если не отрегулирован беззазорный тросовый привод сцепления. Соотношение плеч его рычагов таково, что уменьшение толщины ведомого диска на доли миллиметра (по мере износа фрикционных накладок) вызывает заметный подъем площадки педали иногда на десятки миллиметров. Порядок регулировки беззазорного привода, приведенный в руководствах по ^ эксплуатации автомобилей, излишне упро-132ЗР 2/99