100
101
ПОТРЕБИТЕЛЬНАРУШЕНИЕ ЗАКОНА Если вы начинающий водитель, не имеете гаража и собираетесь ездить по плохим дорогам, то Волжский автозавод и АО "Москвич" не рекомендуют вам покупать их продукцию.Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ Вечная тема - реальность заводских гарантий - в последние месяцы обрела новое дыхание, связанное с ажиотажным спросом на новые отечественные автомобили. Ради сохранения своих рублевых накоплений люди кинулись скупать "свежеиспеченные" в авральном порядке "жигули", "самары", "москвичи" и "волги". Часто в спешке забывая проверить не только работу двигателя и коробки передач, но даже элементарную комплектность. И это на фоне того, что наши производители отро;^дясь не отличались отменным качеством прочим, это не что иное, как нарушение права потребителя на информацию (ст. 12 закона "О защите прав потребителей").ОСОБО ОБ "ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ" ^ Мы решили запросить положение о гарантии на Волжском автозсузоде и приготовились было ждать месяц-друггдй, пока нам tU^y^Jkf^' его пришлют. Но ( тут в редакцию зашел £ ' „ один, из обиженных заводом читателей и пр>|чес договор о приобретении "дерятки" у АО "АвтоВАЗ" при посредничестве топьятл тинской фирмы ,"Лада-Брокер". Здесь на- „о* продукции. А когда начались, кризисные шлось и положение о, .гарантии (повезло!)', авралы, заводам, похоже, "стало вовсе не загадочным обрезай исчезнувшее со страдо качества, только давай, давай, давай! ниц сервисной книж*аР и руководства по Купить бракованный автомобиль ее-,' эксплуатации. В Полож^йии сказано, что я годня легко. Трудно другое - доказать, что заводская гарантия на "деся$-* * 12 месяцев, он бракованный и воспользоваться праку вом на гарантию. Об этом свидетельствуПричем без огра"'" ют письма, телефонные звонки и визиты в ничения пробега. редакцию тех, кто возмущен действиями Четвертый гарантийных служб, ищет защиты и намепункт договора рен судиться с заводами. "Особые условия". Смысл "условий" в но из-за пропуска ЭТО ВАШИ ПРОБЛЕМЫ... L том, что владелец очередного ТО. К Представим себе такую ситуацию должен соблюдать примеру, водитель Владелец "девятки" приходит на СТО, правила эксплуатане сменил вовремя маспредъявляет сервисную книжку и требует ции, регулярно проло, и у него возникли проблемы с двигатебесплатно устранить неисправность его ходить ТО, предоставлять автомобиль для лем. Если же причина дефекта иная ис ТО "гарантийной" машины. А ему в ответ: "Вы устранения заводских дефектов только на не связана (отвалился бампер или вышел нарушили правила, ремонт только за деньфирменные гарантийные станции и обязаиз строя стартер), то обязательства по гаги". "Какие правила?" - спрашивает ошарательно предъявлять при этом сервисную рантийному ремонту страдать не должны. шенный хозяин купленного товара. "Да вот книжку. Иначе АвтоВАЗ освобождает себя В реальности же этого не происходит. они", - отвечает инженер по гарантии и доот обязательств по проданному автомобиОсобый разговор о попытке заводов стает листки из своего стола. "Но у меня лю, то есть отказывается от любых претенпривязать покупателя к своим СТО. Давайже их нет!" - возмущается владелец. - "А зий по качеству. Кстати, похожие условия те посчитаем, сколько, к примеру, в столице это уж ваши проблемы..." Ситуация, если содержит и документация на автомобили вазовских СТО? Пять! А "москвичовских"? судить по обращениям в редакцию, скорее "Москвич". А между тем нерегулярное ТО, Две! Только представьте, сколько придется обыденная, чем редкая. А все потому, что потерянная сервисная книжка и посещение стоять в очереди автовладельцам (может сервисная книжка ВАЗа - документ зага"стороннего" автосервиса сами по себе не быть, год?), если пользоваться услугами дочный. В нем написано: "Гарантийные обямогут служить поводом лишения гарантии. фирменных СТО. А в провинции, где на незательства завода вступают в силу только Все эти причины юридически неоднозначны сколько городов вообще одна станция? Так после проведения предпродажной подгои могут быть оспорены как в суде, так ив ведь и ждут там неделями, а то и месяцами товки и заключения договора купли-продадосудебном порядке. своей очереди. По идее, любой сервис, у жи". Но что это за обязательства? На каких Возьмем прохождение ТО. Завод (или которого есть официальная лицензия на условиях они предоставлены? Об этом - ни продавец) вправе лишить автовладельца проведение ТО, вправе обслуживать ВАЗы слова (не только в сервисной книжке, но и бесплатного ремонта только в том случае, и "москвичи". Почему же заводы это право в инструкции по эксплуатации). А между если дефект автомобиля произошел именне признают? Навязывают свои услуги? Но<ж>100ЗР 2/99 ГАРАНТИРОВАНОэто же вопиюще противоречит закону "О защите прав потребителей" (к слову, "Шкода" имеет в столице около двадцати своих гарантийных пунктов и вряд ли владельцы этих машин будут обращаться на нефирменные СТО. Но это уже другая тема). АО "Москвич" отказывает в бесплатном ремонте любых деталей при их частичном повреждении (например, при повреждении рычагов подвески - теряется гарантия на всю подвеску). Опять-таки, почему? Ведь бывают случаи, когда часть ^детали повреждена владельцем автомобиля, но сама деталь в целом вышла из строя по вине завода (то есть изначально содержала производственный дефект). Каждый гарантийный случай индивидуален. Нельзя всех мерить одним аршином. ются на последствия от воздействия внешних факторов, таких как: хранение автомобиля в несоответствующих условиях, удары камней, промышленные выбросы, смолистые осадки деревьев, соль, шторма, молнии или другие природные и экологические явления". Задумаемся над тем, что вытекает из этого ограничения. В городских условиях ездить на автомобиле без "контактов" с солью у нас просто невозможно. Ее на дорогах сыплют без меры всю зиму. Выходит, ВАЗ выпускает "летние" машины? Хорошо, тогда ждем появления "зимних"! Но это так, к слову. Воздействие же соли (так же, как хранение автомобиля "в несоответствующих условиях") - очень удобный повод для инженера по гарантии свалить (и сваливает!) на это любую коррозию, даже если она с солью совсем и не связана. И попробуй докажи обратное. меркам они - экзотика. Сделать автомобиль пригодным к эксплуатации в наших условиях - прямая задача завода. Даже иномарки адаптируют к местным реалиям, если торгуют ими официально! Итак, если вы начинающий водитель, не имеете гаража и собираетесь ездить по плохим дорогам, то Волжский автозавод и АО "Москвич" не рекомендуют вам покупать их продукцию. Либо пользоваться ВАЗами и "москвичами" без права на гарантию. Хорошо устроились!"ТРЕТЬЯ СИЛА" К сожалению, мы лишены возможности "наказать" ВАЗ или "Москвич", купив другой недорогой отечественный автомобиль - конкуренции по существу нет. Мы также не хотим тратить силы на бесконечные судебные разбирательства. ЛИШИМ НОВИЧКОВ ГАРАНТИИ! Как же быть? "Гарантия не распространяется на детали, подвергающиеся износу, зависящему Может, обратиться к международноУ многих автолюбителей машины стоот... стиля вождения владельца автомобият на улице или на открытой стоянке. Есму опыту? В Канаде, США и Израиле, наля, - на тормозные колодки, тормозные тественно, они страдают от атмосферных пример, конфликты между фирмами и подиски и барабаны, ведомый и ведущий дисявлений. Что же, вазовскую продукцию купателями разрешает "третья сила" - Бюки сцепления, шины, шланги, резиновые можно хранить только в гараже? ро содействия бизнесу в автомобильной чехлы и втулки, а также на свечи зажига"Москвич" пошел еще дальше, лишая сфере. Бюро содержит свой третейский ния, фильтры, зубчатый ремень ГРМ, масправа на гарантийный ремонт в случаях, суд и экспертов. На заседания этого суда ла, охлаждающую и тормозную жидкости". когда установлены "факты езды по плохим приглашают журналистов, и информация Вот так считает Волжский автозавод. дорогам на большой скорости". Завод не о недобросовестных производителях быФормально гарантия дается на автопо простоте душевной сделал такую застро попадает на страницы газет и телемобиль, а по вазовским "условиям" полу- пись - обвинить по этому пункту можно буэкраны. У нас в стране похожую организа* чается, что только на его части. Это абквально каждого владельца автомобиля. цию под названием Ассоциация добрососурд: потребитель купил не комплект запЧто, скажите, значит "ездить медленно" и вестного автобизнеса создает Общество частей, а готовое изделие, и если оно выгде у нас хорошие дороги? По российским потребителей автотехники России. шло из строя (по причине поломки сцепления, тормозных колодок или по какой друИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ гой), то гарантийные службы обязаны его По закону "О защите прав потребителей" покупатель лишается права отремонтировать. предъявлять заводу претензии по качеству товара (как во время гарантии, А как вам нравится "стиль езды"? так и после) только в трех случаях: Вроде бы, намек на неопытных водителей. ©Если причина дефекта - действие непреодолимой силы (землетрясение, Действительно, на их машинах чаще, чем извержение вулкана...). обычно, выходят из строя сцепление и 2) Если поломка произошела вследствие действия третьих лиц (хулиганов, тормозные диски с колодками. Но кому неумелых механиков...). могло прийти в голову лишать по этой при®Если повреждение возникло из-за нарушений правил эксплуатации. чине гарантии? Такой причины в законе "О Любые другие причины, придуманные заводами, можно оспорить, как ущезащите прав потребителей" нет. Есть друмляющие права потребителя. гая - нарушение правил эксплуатации. А Если вас незаконно лишили гарантии, обратитесь с претензией на завод правила не запрещают новичку садиться (заказным письмом с уведомлением), потребовав бесплатно устранить неза руль. Если бы такой запрет существодостаток автомобиля и указав, что гарантийная СТО отказалась это сделать вал, пришлось бы выпускать специальные по такой-то причине (потеря сервисной книжки, нарушение "правил гаранавтомобили для "чайников". тии", которые вам не выдали при покупке и т. д.). Если через 20 дней ваши претензии не будут устранены - подавайте иск в суд по месту жительства. "ЛАДА" - МАШИНА НЕЖНАЯ Защиту своих интересов в суде лучше доверить местному обществу потре'l В договоре купли-продажи ВАЗа скабителей или профессиональному юристу. зано: "Условия гарантии не распространяЗР 2/99101