32
33
тюнинг "Пересадкой" зарубежных моторов в отечественные автомобили ныне никого не удивишь. Намерения понятны: "имплантант" должен дать машине новую жизнь, помочь обрести более высокие ходовые качества. Но вот конкретно какие? И не дает ли подобная операция "побочных эффектов"?Игорь ТВЕРДУНОВ. Фото автораОтветы на эти вопросы мы попытались получить, испытывая три "волги" с японскими силовыми агрегатами от нижегородской фирмы "Техносервис" (ЗР, 1998, № 3). На первой был установлен Под капотом "ВолV-образный шестицилиндровый бензиги" "тойотовские" новый двигатель "Тойота" модели 5VZ- моторы (слева направо): 5VZ-FE, FE с "тойотовской" же автоматической 3RZ-FE, 35-FE. коробкой передач. На второй - бензиновая "четверка" объемом 2,7 л модели легкая (1400 кг) "Волга" демонстрирует 3RZ-FE. И наконец, третью, самую почти такую же резвость, но явно не до"скромную" "Волгу" оснастили двухлитбирает до максимальной скорости. Если ровым бензиновым двигателем 3S-FE. посмотреть на рис. 1, нетрудно заметить На двух последних коробки передач мехарактерную "пилу" на графике разгона ханические пятиступенчатые. срабатывает ограничитель. Причем не по Свои недюжинные возможности оборотам двигателя, а по скорости. Когда "вопги" (табл. 1) демонстрировали на домашина начинает "дергаться", мотор еще рогах Дмитровского автополигона. Тене достигает максимальных оборотов перь мы предлагаем познакомиться с ре(см. табл. 2). Это устройство установлено зультатами (табл. 2). Что же кроется за приведенными цифрами? Насколько высокими (или, наоборот, низкими) можно считать полученные показатели? Для ответа давайте сравним наши данные с характеристиками автомобилей-доноров. Сразу отметим: два "больших" силовых агрегата позаимствованы от автомобилей повышенной проходимости. Их устанавливают на вседорожник "Тойота-Прадо". Японский "проходимец" массой 1680 кг с 3,4-литровой "шестеркой" разгоняется до "сотни" Рис. 1. Диаграмма разгона "Волги" с разными типами сиза 10,4 си набирает 180 км/ч. Более ловых агрегатов (V6, АКП - с ограничителем скорости).на "Волгу" из соображений безопасности. Так что "скромная" максимальная скорость в данном случае не слишком большой недостаток для "Волги" с ее допотопным шасси. Ездить на ней быстро - удовольствие небольшое. Машина начинает рыскать, ревет ветер, заблудившийся в закоулках кузова. Куда важнее - отменная динамика. Японский мотор позволяет управлять "Волгой" несколько иначе, чем обычной: резво стартовать с места, быстро (а значит, безопасно) совершать обгоТабтца t ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА "ВОЛГУ" '—-—^Двигатель 5VZ-FE 3RZ-FE 3S-FE Параметр —-—-^___ Расположение и число Р4 ! V6 1 Р4 цилиндров 44 Число клапанов на цилиндр 4 Рабочий объем, см3 2694 1998 3378 Диаметр цилиндра и 93.5x82 95x95 86x86 ход поршня, мм Степень сжатия 9,6 J 9.5 | 9.5 ' Мощность. кВт (л. с.)/ 131(178)/ 112(152)' 93(126)/ 4800 5600 об/мин Максимальный крутящий 3033600 240'4000 178 4400 момент, Н м/об/мин32ЗР 2/99 ны. И все это - с автоматической коробкой передач. Правда, слишком активный стиль езды может оказаться разорительным. Достаточно взглянуть на кривую расхода топлива (рис. 2), чтобы понять: у шестицилиндрового мотора большой аппетит. И даже очень. Теперь о другом автомобиле с двигателем модели 3RZ и ручной коробкой передач. Он уступил секунду с лишним вще, вариант "Волги" с 2,7-литровой "четверкой" показался нам удачным. Пусть он менее престижен и не столь динамичен, как машина, несущая "шестерку", зато стоит подешевле и обеспечивает вполне достойные для "Волги" показатели. Кстати, и такой мотор может быть скомпонован с коробкой-"автоматом". Последний, третий вариант "Волги" - с двигателем модели 3S, двухлитровой "четверкой" - можно назвать "бюд-Если сравнить характеристики "Волги" с двигателем 3S-FE и возможности автомобиля-донора ("Тойота-Авенсис" или "Пикник"), то отставание окажется очень заметным. Даже тяжелый (1335 кг) мини-вэн 'Тойота-Пикник" разгоняется до "сотни" за 10,8 си достигает максимальной скорости 180 км/ч. Легковая "Тойота-Авенсис" еще быстрее - 9,3 си 205 км/ч соответственно. Эти цифры - хорошая иллюстрация к тому, что двигатель - это еще не весь автомобиль. Чтобы всерьез улучшить динамику, надо изменять (оптимизировать) характеристики трансмиссии, снижать вес. И еще. На максимальную скорость заметнее всего влияет аэродинамика, которая у старушки "Волги" чуть лучше, чем у чемодана. Решение всех этих проблем откла-разгоне до "сотни", поставив "абсолютный рекорд скорости". "Тойота-Прадо" с таким мотором отстает почти на 10 км/ч. Субъективно (возможно, из-за механической коробки) эта "Волга" показалась куда "живее", чем ее более мощная соперница. "Промежуточный" разгон на четвертой и пятой передачах происходит вполне уверенно, так что лишний раз переключаться не придется. ВообТаблица 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ -—-______^ Двигатель 5VZ-FE 3RZ-FE 3S-FE Параметр ——_______ Максимальная скорость, км/ч 171,0 175.0 1534 Разгон с места, с: до скорости 100 км/ч , 10.63 на пути 400 м 1758 на пути 1000 м 32.69 Разгон на IV передаче с 60 до 100 км/ч, с 6.99' Разгон на V передаче с 80 до 120 км/ч, с 9,36' Тормозной путь со скорости 584 100 км/ч, м Усилие на педали тормоза, кгс 284 Выбег со скорости 50 км/ч. м 613 'Разгон в положении селектора D 11.90 18,09 33,58 11.09 17.24 63,6 17,8 14.99 19.55 3624 16.78 28.96 64.6жетным". Нижегородский автомобиль в таком варианте заметно дешевле своих "старших" сородичей. Конечно же, характеристики умеренные, но именно умеренные, а не низкие. Разгон до 100 км/ч за 15 си скорость 153 км/ч вполне приемлемы. А вот с эластичностью здесь похуже. Мотор достигает максимального момента на довольно высоких оборотах и внатяг едет не слишком охотно.580315 542дывается до появпения нового автомобиля. Установка же современного силового агрегата на устаревшую машину своеобразный компромисс. И возможности у такой конструкции будут промежуточными - намного лучше, чем у базовой модели со старым мотором, но заметно хуже, чем у современного автомобиля-донора, с которого позаимствован двигатель. Однако называть такой путь абсолютно тупиковым нельзя. Это, конечно, временное решение, но имеющее право на жизнь. Потребитель в ожидании новых моделей (ох, побыстрее бы) получает возможность придать старой машине новые качества. При этом сохраняются простота, дешевизна и ремонтопригодность "остальной" конструкции. Немаловажный фактор надежность импортного мотора. Впрочем, ресурсных испытаний мы не проводили и рассуждать по этому поводу можем, только основываРис. 2. Топливно-скоростная характеристика автомоби ля "Волга" ГАЗ-3102 с двигателем "Тойота" 5VZ-FE. ясь на чужом опыте. ЗР 2/9933