40
41
42
Ш1ттшшт:Новейшие компьютерные технологии революционно изменяют работу дизайнера.Аркадий АЛЕКСЕЕВ, Евгений ЧЕРНЯКОВ Что бы там ни говорили наивные материалисты, рождение нового автомобиля начинается с идеи. Она зарождается в головах высоких менеджеров, расправляет крылья маркетинговых исследований, подвергается ощипыванию перьев со стороны экспертов по экономике производства... И, наконец, с привязанной к лапке резолюцией "сделать тогда-то" летит к тем, кто, собственно, и займется ею по-настоящему. А именно-к дизайнерам, конструкторам и прочим инженерам. Дальше возможны два варианта - классический пластилиновый и перспективный компьютерный. Рассмотрим их по отдельности. т. .-И вот уже пяток дизайнеров щШ* скрипит карандашами, шуршит ^ j j * ^ кистями и водит перьями. Каждый рисует свое, втайне мечтая, что именно в его кипу эскизов упрется перст того самого начальника, который произнесет: "Попробуем-ка мы вот это!". Только творческая конкуренция на этом не закончится, поскольку право на будущее останется, как минимум, у двух вариантов. Дизайнер занимает свое место за компьютером, берет в руки а? планшет и перо... А перо-то необычное - моментальная настройка делает его карандашом, аэрографом или кистью любой конфигурации и жесткости, и на экране появляются мазки определенного (одного из 16 миллионов) оттенка. Сменить оттенок можно в любую секунду и отмачивать кисточки не придется - они же виртуальные. Освобожденный от этих мелких неудобств дизайнер выдает один за другим эскизы. Он занят свободным творчеством? Ну что вы, зачем непродуктивно расходовать время. СамымШ40ЗР 2/99 первым делом в компьютер закладывают все ограничения, определяющие общую концепцию модели - компоновку, число мест, возможно, какие-то пропорции. Нынешние менеджеры считают, что фантазия взлетит выше, если деликатно ее ограничить. •» Промежуточные победители облаt jgw чаются в халаты и вместо рисо^ Р * вально-чертильных принадлежностей вооружаются лопаточками, скребочками и гладилками. Им предстоит работать с податливой вязкой массой, известной каждому ребенку под названием пластилин. Пока речь идет лишь о моделях в определенном масштабе - обычно 1:10 или 1:5. Основная цель одна - сделать первоначальные идеи трехмерными, придать ^•им объем. То, что неплохо выглядит на плоском ватмане, может оказаться совершенно неприемлемым, обретя длину, ширину и высоту. Конкурс про должается, и следующий шаг к конвейеру сделает лишь одна модель. Ясней ясного, конкурсанты старательно и долго работают над формой - а денежки-то, между прочим, расходуются, руководство торопит, потенциальный потребитель спешит к конкуренту... Компьютерный дизайнер набрал достаточное число эскизов и перешел к не менее интересному занятию - нынешние программы (а лучшая ^ и з них для этой цели - "АутоСтудио" фирмы "Элиас/вейвфронт") позволяют по нескольким рисункам в разных проекциях создать трехмерный образ! На экране он, конечно, останется плоской картинкой - но зато ее можно как угодно поворачивать, рассматривая с той и другой стороны, моментально перекрашивать в любой цвет, подсвечивать виртуальными фонариками, ловя нежелательные блики на сложных поверхностях... Впрочем, и реальную, физическую модель изготовить нетрудно передать данные о форме поверхности фрезерному станку с ЧПУ (есть и еще более современные способы). А теперь представьте - как легче выбрать форму будущей новинки - из двух невзрачно-бурых пластилиновых слепков или из десятка сверкающих всеми красками виртуальных моделей? Да при том еще, что последние все до единой - будь они воплощены в ме-талле, без труда подойдут для установки заранее заданных агрегатов. Что за проблемы скрывает в себе толща пластилина с такой уверенностью сказать нельзя. т Остался один вариант формы, но MQ9P пластилиновые работы продол^ ^ ^ жаются. Да еще в большем масштабе - теперь 1:1. Самому дизайнеру с этим не управиться, и ему в подмогу приходят десятки профессионалов. Скажем, на УАЗе, не самом крупном из российских автозаводов, только лепкой занималось без малого тридцать человек! Интересно, что большой пластилиновый макет обычно несимметричен слева и справа по-разному прорезаны фары, отличается форма бамперов, решеток - и хотя общая форма остается прежней, уже утвержденной, эти деталиSзрительно весьма сильно меняют модель. В то же самое время, пока половинки макета ждут одобрения начальства, над перспективной машиной начинают трудиться специалисты по эргономике Их полигон - провопочный каркас, опре деляющий пропорции внутреннего пространства. Или, как у богатого "Мерседеса", сложная конструкция из десятков штанг с электромоторами - можно придвинуть или удалить борт, сместить руль, панель приборов. Но на то он и "Мерседес", чтобы платить за такой инструмент миллионы долларов. Получив по первым эскизам форму "оболочки" - внешнюю форму модели, дизайнер начинает ее "раскрашивать" - размещает светотехнику, определяет границы остекления. На одной и той же базе он получает несколько вполне реалистичных по виду виртуальных трехмерных моделей. Выбор между ними - конечно, прерогатива руководства. Еще несколько эскизов - и на моделях можно открывать двери, в общих чертах просматривается салон. Сюда запускают компьютерных "человечков" - худых и толстых, высоких и не очень. Они деловито снуют по салону, рассаживаются по местам, тянутся к руч-& Иллюстрации на этих страницах представляют разные стадии компьютерной и (вверху справа) классической дизайнерской работы. кам... Уже сейчас удастся сказать, что окажется удобно, а что лучше изменить. т Пластилиновая глыба едет в аэ« 9 родинамическую трубу В этом ог* Р ^ ромном и дорогущем сооружении специаписты будут выпавливать нежелательные завихрения воздуха на поверхности, тыкать носом дизайнера, которому и придется корректировать свой замысел "в целях лучшего обтекания потоком". Вот, наконец, работа над обликом подошла к концу. Теперь ее нужно переводить в форму цифр и чертежей. Труд еще тот - по специальной разметке на поверхности пластилина огромным угольником считывать координаты сотен, тысяч точек. Существуют, правда, устройства, делающие это автоматически ис огромной точностью. Но они настолько дороги, что даже относительно благополучный ГАЗ не купил себе такое, а платит в год сотни тысяч долларов, чтобы его на несколько дней привезли из Америки специалисты фирмы "Венчур" - обмерить уже готовые макеты. Виртуальная аэродинамическая труба куда компактней, чем реНН альная, целиком помещается внутри компьютера. А скорость получения результатов зависит не от проворства инженеров, а лишь от мощности процессора (естественно, это не скромная "персоналка", а солидная рабочая станция). Можно тут же внести изменения и повторить эксперимент. А уж что касается описаний поверхности модели, то компьютер изначально работает в терминах цифр и никаких дополнительных расчетов не требуется. Скажем, "Туламашзавод" прежде заказывал форму мотоциклов в Италии и за полмиллиона долларов в год получал несколько стеклопластиковых "скорлупок", над которыми предстояло сушить голову инженерам и технологам. С покупкой программы "Ауто Студио" и суперкомпьютера ONYX от итальянцев отказались, и весь путь проектирования туляки проходят сами, без всякого языкового и технологического барьера. ш* Следующая модель делается уже щЯ>Р из дерева. Чаще всего автомо*Xi бильному прогрессу служит лиственница. Нередко даже на этой стадии появляется несколько макетов, на них дорабатывают аэродинамику, шлифуют дизайн внешних элементов... Другое важное дерево - бук. Из него делают формы, на которых опытнейшие работники вручную выстукивают кузовные детапи моделей-прототипов. Детали соединяют, красят, вставляют стекла... и вот перед нами самая первая партия, десяток-другой машин. Часть из них тут же направится на крэш-тесты, другие будут наматывать кило-Шметры по полигону. В целом - автомобиль готов, завершается цикл, начатый два-три года назад с первых эскизов. Сколько воды утекло, сколько денег истрачено, сколько десятков (сотен) человек принимали участие в процессе. Случается, модель успевает уже слегка устареть и требует изме- % нений. А конкуренты поджимают... Несколько лет назад ЗИП растерял всех своих специалистов по выкоНН лачиванию деталей на деревянных формах. Кто-то ушел на пенсию, кто-то трудится в автосервисе... Но оказалось, что можно обойтись и без них. Полученная дизайнером форма поступает конструкторам, которые опять же на компьютере с помощью систем автоматизированного проектирования разделяют модель на элементы, рассчитывают способы соединения и передают данные на изготовление промышленных пресс-форм. В принципе, виртуальные технологии позволяют обойтись вовсе без физических макетов, и только традиция (или инерция) заставляет прибегать к ним и сегодня. Но в любом случае их количество куда меньше! Кстати, и крэш-тесты можно проводить на экране компьютера, подстраховываясь натурными экспериментами лишь в самых ответственных случаях. Экономию нетрудно посчитать - разбить на попигоне один реальный автомобиль стоит примерно 1 миллион долларов.ШНаша справка Программы фирмы "Элиас/вейвфронт" при создании новых моделей используют практически все зарубежные автомобильные фирмы - "Дженерал моторе", "Форд", "Крайслер", ФИАТ. "Вольво", БМВ, "Рено", "Ниссан", "Тойота"... Поспешают за прогрессом и наши автостроители - уже приобрели соответствующие системы УАЗ, ЗИЛ, "Ижмаш" и КамАЗ, идет работа с ВАЗом и ГАЗом.Помните новейшие фильмы с головокружительными спецэффектами? Так вот, и робот Терминатор II, и чудовища Джуманджи созданы с помощью программ, очень похожих на дизайнерские (и, кстати, тех же фирм). Понятно, что теперь есть возможность создать вполне реалистичный рекламный ролик, показывающий в действии еще не выпущенную продукцию... Пластилиновая ворона, грустно помахивая крыльями, покидает дизайнцентры автомобильных фирм. Она летит в свое старое скромное жилище детские игротеки, сказки и мультфильмы. Когда-нибудь компьютерщики доберутся и сюда...Иллюстрации предоставлены фирмой 'ЭпиасвенвфронГ42ЗР 2/99