82
83
У ПРИЛАВКА *Предмет нашей очередной беседы с асами торговли - карбюратор. Обзор рынка приборов, обеспечивающих здоровое питание моторов... и продавцов.Где делают карбюраторы? Для отечественных легковых машин их производят Димитровградский автоагрегатный завод (ДААЗ) и АО "Пекар" ("Петербургские карбюраторы", бывший карбюраторноарматурный завод ЛенКарЗ, С.-ПКарЗ). Желтоватые карбюраторы из СанктПетербурга маркируют буквой и трехзначным индексом (надпись выполнена прямо на корпусе). Буква же после серии обозначает модификацию. Так, модель К-151 устанавливают на "волги" со старым "402-м" мотором, К-151Д-на 150-сильный "406-й", а К-151 В предназначен УАЗу. Все ДААЗы выдает серый корпус. На него наносят аббревиатуру завода и номер по каталогу запчастей. Первые цифры часто совпадают с обозначением модели автомобиля (двигателя). Например, на ВАЗ21083 установлен ДААЗ-21083-1107010. Кстати, кодом 1107010 как раз и обозначается запасная часть под названием "карбюратор" и присвоенные ей цифры повторяются в каталожных номерах всех приборов. Мы же оставим их только для таблицы. Почему карбюраторы "самар" называют "солексами"? Правильнее - типа "Солекс" Вообще, всех "димитровградцев" можно разделить на две большие группы. В первой - "озоны", усовершенствованный вариант легендарных карбюраторов типа "Вебер", которые помнят еще по первым "жигулям". Унаследовав конструкцию родителей, они приобрели пневмопривод второй дроссельной заслонки и экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ). А к многозначным индексам прибавилось имя собственное - "Озон". В середине 80-х ДААЗ освоил совершенно новые приборы для новорожденной вазовской "восьмерки". Их для простоты и называют "солексами", по имени французской фирмы, давшей жизнь этой конструкции. На кого работает ДААЗ? Познакомьтесь с таблицей. Для "жигулевских" моторов объемом 1,2 и 1,3 л Димитровград выпускает карбюраторы серии ДААЗ-2105, а для 1,5- и 1,6-литровых ДААЗ-2107 (подробнее ЗР, 1998, № 7). Внутри серии приборы различаются тарировочными данными (сечением жиклеров, регулировками под разный объем двигателя) и, еетественно, маркировкой (двумя последними цифрами). Собираясь на рынок, уточните, какое именно исполнение "Озона" вам нужно, чтобы потом не заниматься "подгонкой по месту". Проще всего посмотреть маркировку старого прибора и спрашивать такой же. У тех, что имеют на конце цифру 20 "двадцатых"), нет микроэлектронного выключателя (датчика положения дроссельной заслонки), на "десятых" же не предусмотрен штуцер под вакуумный регулятор распределителя зажигания, а топливный жиклер первой камеры большего диаметра. Вслед за "восьмой" серией карбюраторов (модификации ДААЗ-21081, 2108, 21083) появились "солексы" для "жигулей": ДААЗ-21051 и ДААЗ-21053. Автомобили, оснащенные такими карбюраторами, в основном, шли на экспорт (потом, правда, большей частью возвращались). Много вопросов и споров возникает по поводу толстой трубки, выходящей из корпуса верхней крышки такого карбюратора. Это штуцер отвода паров топлива из поплавковой камеры. Если автомобиль не оборудован системой улавливания паров бензина (что бывает чаще всего), ее достаточно просто заглушить.Для 1,7-литрового "^*"Tsf вазовского двигателя и уфимского объемом 1,8 л производят новые "солексы": 21073 и 21041. "Оке" с мотором 650 см 3 предназначен "1111 -й", более мощной "11113-й". "Десятке" досталась модифика-82ЗР 2/99 Часть "москвичей" до 1985 комплектоС этим проблем нет: в магазинах и на валась все тем же "Вебером" 2101-11. При рынках есть все, кроме, пожалуй, деталей к необходимости его можно заменить на последним "изобретениям" ДААЗа (к ним, ДААЗ-2105 в исполнении "10" или "20". А впрочем, подходит большинство запчастей чтобы установить "Озон" вместо К-126Н от старых моделей). Предлагаются любые (или К-126ГН), придется разориться на ремкомплекты по цене от 10 до 100 рублей, шпильки крепления карбюратора к впуска отдельно прокладки, диафрагмы, игольному коллектору (штатные немного короче) чатые клапаны и многое другое. Есть даже составные части карбюратора, например, и вазовский воздушный фильтр (в сборе). Вспомним ио "тавриях". Некоторые из блок дроссельных заслонок к "Озону". Где все-таки лучше покупать карних поступали в продажу с "ленкарзовским" К-133М, который, по отзывам, не бюратор: в магазине или на рынке? нравился никому из владельцев. УстановВероятность, что в магазине продака вместо него родного ДААЗа потребует дут незаводской (собранный в гараже из некоторых переделок: на рынке продается запчастей) карбюратор, такая же, как и на А что же остается на долю "Пекара"? В основном, конвейеры ГАЗа и УАЗа. До специальный комплект запчастей для перынке (некоторые торговые точки "закупаются" именно там). На заводских изделиях 1987 года на "волги" с двигателем ЗМЗ- реоборудования. 402.10 устанавливали только карбюратор КНа реэкспортных "самарах" можно обязательно стоят штампы ОТК, выполне^126ГМ. С освоением ГАЗ-24-10 появился упоувидеть ДААЗы, опутанные проводами ны все необходимые регулировки (уровень в поплавковой камере, положение дросминавшийся К-151 - более экономичный, с и трубками... сельных и воздушной заслонок), установавтономной системой холостого хода и Это высшая ступень развития наших ЭПХХ. Прибор, по сравнению с предшествен"солексов" - электронный карбюратор ДААЗ- лены заглушки. Внимательно осмотрите ником, стал еще капризнее, частенько требует чистки и регулировки. Те же недостатки приобрел и К-151 В, сменивший К-126ГУ. ция "восемьдесят третьего" - ДААЗ-2108331. Отличие от родственника - автоматическое пусковое устройство. Выпускают "озоны" для "москвичей" столичных и ижевских - с маркировкой 2140. Обращайте внимание на две последние цифры! Часть уфимских 1,5-литровых двигателей оснащали карбюратором 2140-10. Он полностью взаимозаменяем с "двадцатым", отличие только в пневматическом приводе второй дроссельной заслонки. Такая же конструкция иу ДААЗ2141 - для "41-х" с двигателем ВАЗ-2106. На остальных - привод механический. А можно ли вместо петербургских использовать димитровградские карбюраторы? Чуть больше года ДААЗ выпускает для "Волги" модель 2410 типа "Солекс", пригодную для замены устаревшего К126ГМ. Кого не устраивает К-151, может поставить на свой мотор недавно появившийся в продаже ДААЗ-31029. Производители обещают улучшение динамических характеристик и снижение расхода топлива. Правда, цена "димитровградцев" в дватри раза выше. Владельцев "уазиков", возм ожно , порадует новинка - предназначенный для них "Солекс" ДААЗ-4178. А ведь кое-кто устанавливал "жигулевские" карбюраторы на «волги»... И не только на "волги". Умельцы ставили «нивовские солексы» и «семерочные озоны» на "газели", УАЗы и даже иномарки (подробнее ЗР, 1996, № 7). Ездили и были довольны. Некоторые делают так до сих пор. Но есть ли смысл? Чужой карбюратор кормит мотор не лучшим образом (хотя и может оказаться надежнее). Сегодня, пожалуй, целесообразнее приобрести прибор, специально адаптированный к вашему двигателю. А как быть владельцам ветеранов 21083-62. Он отличается от "восемьдеавтопрома? Можно ли для них найти сят третьего" полуавтоматическим пусковым устройством, системой рециркуляции, что-либо подходящее? "Жигули" первых выпусков комплекактюаторами (электроклапанами) холостого товали карбюраторами типа "Вебер". хода и главной дозирующей системы. УправБольшинство деталей к ним подходит от ляет им компьютер. Как показывает опыт, "озонов". А если решено обзавестись нопроще и надежней заменить его обычным вым карбюратором, советуем вместо ДААЗ-21083, изолировав "ненужные" прово% ДААЗ-2101 установить "2105", а вместо да и заглушив трубки (см. ЗР, 1994, № 9). А как обстоят дела с запчастями? "2103" и "2106" приобрести "2107".покупку - нет ли механических повреждений. Обязательно потребуйте у продавца гарантию. В качестве напутствия напомним, что карбюраторы редко требуют замены "по неисправности". Но если вы твердо уверены в необходимости покупки нового прибора - надеемся, изложенные здесь сведения вам помогут.ЗР 2/9983