43
44
45
*Ш1ЬН1'тЕЫ4!НШ:40 лет в Брянске выпускают машины в военной форме-Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН. Фото Александра Полунина Мы отправипись в леса Брянщины, чтобы в кои веки представить в журнале не привычные седаны, хэтчбеки, мини-вэны или грузовички, а могучую армейскую технику во всей своей силе и красе. Увы! Фоторепортаж ко Дню защитника Отечеф ства послужил иллюстрацией к далеко не праздничному материалу. ОСТРОВ НЕВЕЗЕНИЯ За последние десять лет на Брянском автомобильном делали, казалось, все, чтобы сохранить свое особое место ив нынешней изменившейся до неузнаваемости жизни. Но вот, поди ж ты, ни один катаклизм "переходного периода" не обошел предприятие стороной. Вспомним историю. Начав с производства тракторов Т-140, завод в конце 50-х переключился на военную технику. Да еще какую! Ракетные транспортеры, плавающие машины. "Золотые" 70-80-е годы: более 15 тысяч человек ежегодно "выдавали на-гора" до 1000 уникальных армейских автомобилей (хотя, куда столько?) да еще комплектующие ЗИЛу - головному заводу. Гигантское оборонное предприятие представляло собой, по сути, натуральное хозяйство. Большинство деталей, даже такие, как сальники (!), делали здесь же, на родном заводе. А ныне выпуск машин упал до смешных 50 штук в год - столько как шасси под буровые покупают нефтяники. Обедневшая армия не берет ни плавающие вездеходы, ни тягачи - на заводе лишь ремонтируют ранее выпущенные. На рубеже 90-х мощности и возможности БАЗа пытались повернуть в мирное русло. В рамках конверсионной программы Брянску поручипи, казалось бы, выгодный проект - освоить столь необходимую всем полуторку. Специалисты автопрома совместно с британской фирмой IAD разработали вместительный фургон, "привязали" его к российским условиям вообще ик БАЗу в частности. Казалось, машину ждет большое будущее. Первый за долгие БАЗ: вчера и сегодня. "Лодка" и две "вощины". Как видите, самая длинная - в желтом штатском платье.ЗР 2/9943 работ - государственное финансирование прекратилось. А вскоре в свет выехала "Газель", мгновенно заполнившая пустующую нишу. Чтобы сейчас всерьез конкурировать с ГАЗом, нужны средства, и немалые. На БАЗе их нет. По обходной технологии делают несколько десятков грузовичков в год, опустошая скудные запасы материалов, комплектующих, кузовов. Последних, кстати, осталось всего двадцать. Похоже, тема брянской полуторки закрыта. Брались буквально за все. Сделали небольшую снегоуборочную машину "Вьюга-ДЭ 242", способную перекидать до 30 кубометров в час - спроса на нее особого нет. Конверсионные табуретки, ручные плуги, печки-буржуйки, даже легковые прицепы не прокормят гиганта. В несколько раз сократили персонал, в цехах жгут костры, конструкторы днем сидят без света - платить за электроэнергию нечем. ВРОДЕ НЕ БЕЗДЕЛЬНИКИ И МОГЛИ БЫ ЖИТЬ Брянские машины в общем-то известны мало. В былые годы на страницы "За рулем" они по цензурным соображениям попадали только как участники парадов на Красной площади (и то дело ограничивалось одним фото), но не в качестве образцов высокого конструкторского творчества. А между тем, великий конструктор Виталий Андреевич Грачев в конце 50-х созМотор - многотопливный ЯМЗ-8425 - традиционно расположен за кабиной. Мигалка на крыше предупреждает - внимание, на дороге "Вощина"! Кстати, без сопровождения на шоссе путь заказан - больно машина широка (2750 мм) в расчете на высокий центр тяжести с вооружением.дал четырехосный вездеход ЗИЛ-135 с интереснейшей схемой трансмиссии. От двух силовых агрегатов раздельно приводятся колеса левого и правого бортов. Машина 8x8 обходится без сложных и дорогих дифференциалов. Две средние оси сближены, а колеса передней и задней выполнены управляемыми. Подвески - независимые торсионные, на поперечных рычагах. Опробовав на ранних машинах систему регулирования давления в шинах и убедившись в ее эффективности, Грачев применил ее и здесь. В изящной схеме воплотился талант и громадный опыт создателя вездеходов: "135-я" машина имела поразительную не только для того времени проходимость. Разнесенные оси позволяли спокойно преодолевать рвы, а хитрое рулевое управление придавало длинному (более 10 м) и широкому (3 м) автомобилю маневренность обычного грузовика. Схема с двумя моторами пришлась по душе военным: при выходе одного агрегата из строя живучая машина могла покинуть поле боя "на одном крыле". Выпуском БАЗ-135 и открылась биография Брянского автомобильного. Последующие машины сохраняли грачевскую "бортовую" - схему трансмиссии, хотя расположение осей изменилось на более привычное (по две рядом впереди и сзади). Зиповскую пару двигателей заменили на камазовскую, затем - на более мощный и единственный ЯМЗ, снабдив трансмиссию межбортовым дифференциалом. Последняя версия называлась БАЗ-69507.годы отечественный развозной грузовик вполне современной конструкции - несущий кузов, впереди - независимая пружинная подвеска, вентилируемые дисковые тормоза. Вместо ульяновского примеряли моторы помощнее, среди них - дизельные. Пока фургон, получивший индекс БАЗ-3778, возили по выставкам, на заводе основательно готовили производство. Увы, запала хватило лишь на 10-15% всехт№Ш/ш123гК »аЛ т т>т "Х~ХJk^^^^r^^X 16451 2345\/НИН НИВТрехоска БАЗ-69092 готова сурово пошуметь в брянском лесу. Машина проходит заводские испытания, за ее плечами почти 30 тысяч нелегких километров. Немного добавили и мы к пробегу - за рулем очень понравилось. Сейчас будем брать "бруствер" - накатанный выезд нам не нужен. На спине у машины балластный груз. И-и-эх! Черпнув снежку, выпрыгиваем на насыпь. Глядя в профиль, хочется переименовать вездеход в"хворостину". Играючи взяв подъем, с огорчением обнаружили снизу помятый люк - увы, забыли закрепить. Большой передний свес (хотя дорожный просвет целых 485 мм) взывает к аккуратности. Мы пренебрегли ей ради зрелищности и - кокнули пластик на бампере. А нужен ли он?Схемы трансмиссий автомобилей БАЗ: а - "бортовая", б - "мостовая". 1 - двигатель; 2 - коробка передач; 3 - раздаточная коробка; 4 - бортовая передача (схема "а"); редуктор моста ("б"); 5 - колесный редуктор.44ЗР 2У99 Трехосное плавающее шасси - чемпион по проходимости. 18 тонн "финального изделия" (машина плюс ракеты), несущиеся по буеракам, представляют незабываемое зрелище. Впрочем, и без ракет - тоже. Может, сгодится "лодка" для геологоразведки? повторяют "предков". Схема, удачная для военных машин, на "гражданке" не столь привлекательна - слишком высокую цену приходится платить за проходимость. Велики потери в трансмиссии, мал ресурс агрегатов и шин, непомерен расход топлива. "Вощины" задумывались как автомобили большей груПятиосная "Вощина" сделана по заказу нефтяников в качестве шасси мобильной буровой. Пятая ось - неведущая, неуправляемая ("...пока", многозначительно сказал Главный конструктор).ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ БАЗ ~ ^ " - - - ~ ^ ^ Модель Параметрь1^-~-^_^ Колесная формула Размеры, мм: длина ширина высота Семейство "Вощина" 69507 6402 69092 6909 69091 690968x811040 3080 29706x69250 2750 30506x610 760 2750 30508x88x810x811 160 12 400 14250 2750 2750 2750 3050 3050 3050 17.5 19.5Масса, т : И НВВВВ |снаряженная 15,5 15.5 17.5 16 буксируемого 28-29,5 полуприцепа Грузоподъемность (нагрузка на седепьно14 13 18 11,5 сцепное устройство], т Двигатель ЯМЗ-238Н ЯМЗ-849 ЯМЗ-8425 Мощность, кВт/л. с. 220/300 365/500 329/450 Крутящий момент, Н мпри 1400 об/мин 1078 1686 Максимальная скорость, км/ч 70 60 80 Преодолеваемый подъем18ЯМЗ-849 365/5003070град.Преодолеваемый брод, м20 1,430зоподъемности, необходимо быпо проектировать новые узлы - и конструкторы ушли от "бортовой" к традиционной "мостовой" схеме (см. рис. и фото) с блокируемыми межосевыми и межколесными дифференциалами. ИМ БЫ ПОНЕДЕЛЬНИКИ ВЗЯТЬ И ОТМЕНИТЬ На БАЗе радуются - спад производства удалось прекратить. В 1998-м машин под заказ сделали не меньше, чем в предыдущем. Ближайшие конкуренты - МАЗ, Рулевой привод и подвеска "Вощины". Видны поперечные рычаги и продольно расположенКрАЗ остались за границей. И все равно ный торсион (у рамы). Кстати, у каждого иэ коясно - такое количество уникальных гилес - амортизатор, как фактор повышения прогантов, как в былые времена, уже не буходимости. дет востребовано ни военными, ни штаттывавший БАЗ, к 1997-му совершенно иссяк, скими. А на ногах и руках заводчан гремят но конструкторы не опустили руки. Сокракандалы - громадная территория, ненужщенный, нищий завод таки довел "Вощину" "с ные цеха, простаивающее оборудование. листа" до ходовых образцов. Расчет - на инВряд ли сам БАЗ справится со своими терес газовиков и нефтяников и - все же в проблемами. Кому и когда понадобятся огперспективе - на основного заказчика. Хотя ромный конструкторский, технологиченаверняка еще прежних БАЗов стоит по арский, производственный потенциал и замейским складам на консервации уйма. вод перестанет быть островом невезеТрех-, четырех- и пятиосные автомобили ния? Неужели - "в день какой неведомо, в нового семейства практически ни в чем не никаком году..."Наряду с сухопутными автомобилями 8x8, в Брянске делали шестиколесные амфибии по той же "бортовой" схеме. Машина - сугубо армейская, имела даже бронированный вариант. По шоссе "лодка", как ее зовут на заводе, несется со скоростью 80 км/ч, а в воде при включенных водометах (можно было грести только колесами!) развивает 8 км/ч. В 1993-м Министерство обороны дало заказ на разработку нового семейства, почему-то под пчеловодческим названием "Вощина". "Военный" финансовый поток, подпи-ЗР 2/9945