125
><Ьобъем 1700 см 3 . Размерность - как у "ноль третьего" диска (200 х 140), но отличается от последнего тем, что демпферная часть у него "восьмерочная" (на ней выбиты цифры "2108"). Однако две демпфирующие пружины из шести усилены, о чем свидетельствует маркировка их синей краской. Следующая пара - диски нового поколения для "десятки" (с двигателями 21083 и 2111) и "двенадцатого" мотора (автомобили 21103-, 21113- и 2112-). Принципиальное отличие этих дисков (рис. 6) от предыдущих (рис. 5) - наличие демпфера холостого хода. Две пружины из шести заметно меньшего размера и смещены ближе к центру. Оба диска-2110-и 2112-одного размера 200 х 140. У диска для 16-клапанного ^ мотора усиленная третья ступень демпфера, то есть две из четырех больших пружин усилены. Они маркируются красной краской. Только по красным пружинам и можно отличить "двенадцатый" диск от "десятого". Остается диск 1111-. Он заметно меньше всех остальных, его размер 160 х 110 мм. Отметим, в 1987 году на "самарах" изменились не только нажимной диск и выжимной подшипник. Кроме них, были доработаны еще два изделия - трос сцепления и его педаль. Все они теперь имеют маркировку 2109-.КТО ПОСТАВИТ УСИЛИТЕЛЬ? \S ^Вот уже несколько лет я езжу на УАЗ31512. Узнав из журнала об отечественном гидроусилителе рулевого механизма для таких автомобилей, я поставил перед собой задачу раздобыть его во что бы то ни стало. Оказалось, это не так трудно. Довольно скоро мне удалось обзавестись комплектом из самого усилителя, насоса и бачка производства борисовского завода (именно такой описан в ЗР № 11 за прошлый год). Но вот подробного описания и чертежей для установки изготовители не прикладывают, равно как и комплекта крепежных деталей. Впрочем, крепеж - это, скорее, дело производителя автомобилей. Написал на УАЗ письмо и попробовал созвониться. Ответ, прямо скажу, озадачил: мне посоветовали обратиться в некую нижегородскую фирму, которая устанавливает на УАЗы... немецкие усилители "Цанрадфабрик". Этот "посыл" вкупе с категорическим отказом предоставить запрашиваемую техдокументацию, естественно, только подлил масла в огонь. В итоге удалось выяснить следующее. Гидроусилителей (ГУР) для УАЗа существует два - упомянутый борисовский и стерлитамакский, разработанный самим УАЗом. Разница между ними непринципиальна. Этими механизмами сегодня оснащаются почти все длиннобазные УАЗ-3153 и небольшая часть других машин. (Из этого делаю вывод, что данный узел, непосредственно влияющий на безопасность движения, прошел необходимые испытания и сертифицирован.) Более того, на обоих заводах развернуты мощности под намечавшийся заказ УАЗа. Однако ульяновцы их не востребовали. Ну хорошо, не берет производитель - есть свободный рынок, ведь многие владельцы УАЗов явно захотят модернизировать свои машины, вот и я, к примеру... Самое удивительное, что Ульяновский автозавод ЗАПРЕТИЛ заводам-изготовителям ГУР устанавливать их на автомобили, монополизировав это право. Более того, лишены его и официальные дилеры УАЗа. Не думаю, что говоривший со мной работник автозавода получает комиссионные от "Цанрадфабрик". Судя по его тону, самодеятельность нижегородской фирмы вряд ли сертифицирована. Да и до Нижнего мне далековато. А немецкое изделие наверняка стоит немалых денег. Я инженер, и изготовить набор простеньких крепежных деталей для усилителя мне не составит особого труда. Можно бдительно охранять техдокументацию, но уберечь все УАЗы с ГУРами от любопытного взгляда заводу не удастся. Порадовался я было, что хоть в конце века на отечественных джипах появятся отечественные усилители, да, видно, рановато... Тула В. ВЫВОРНОВs Кid £>• >—^ [и г-"1пляли за "крюк" на педали. Нынешняя конструкция соединяется с осью на педали с помощью наконечника на тросе через антифрикционную втулку. Скорее всего, машин со старой конструкцией уже не осталось. Но на всякий случай предупреждаем, что при ремонте на них придется менять весь "комплект". ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ Диски, предназначенные для "Нивы", можно устанавливать на любую "классику". Они послужат дольше (при использовании "нивовской" корзины возрастет усилие на педали сцепления). А вот делать наоборот специалисты не советуют. Диски 2112- можно ставить на "десятку", мирясь с увеличением усилия на педали сцепления, но "десятые" диски на "двенадцатый" мотор - ни в коем случае! ВНИМАНИЕ! К сожалению, не существует однозначных признаков, по которым можно определить изготовителя сцепления для ВАЗов. Официальный поставщик для конвейера ив запчасти на "классику" - "ВАЗИнтерСервис" (ВИС), переднеприводные - только ВАЗ. Еще несколько заводов имеют право выпускать "классическое" сцепление в запчасти, например краматорский. Но рынок наводнен самодельщиной. Единственный совет - покупайте сцепление в солидных магазинах, требуйте сертификат или, на худой конец, накладную. ЦЕНЫ (в магазинах Тольятти на конец января 1999 года), руб. Ведомый диск: 2103-110-120; 2121 - 120-150; 21213 140-180; 2108-120-150; 2110-150-180 Нажимной диск: 2101 - 200-250; 2121 - 220-280; 2108 200-300:2110-230-300 Изделия 2112 пока не продаются.выжимной подшипник(индекс-1601180) Поставляется в запчасти в собранном с фланцем виде и называется муфтой выключения. В "классическом" варианте ее маркировка начинается с цифр 2101-. Легко отличить от остальных по проволочным скобочкам. Такой муфтой комплектуют все задне- и полноприводные ВАЗы (рис. 7). Она контактирует с упорным фланцем нажимного диска только в моменты касания (выключения сцепления) и только в это время подшипник вращается. Аналогичную конФ струкцию в 1987 году имела и "восьмерка" (нажимной диск с отогнутыми лепестками). Сегодняшний "переднеприводный" вариант носит маркировку 2110-. Конструкция состоит из фланца и подшипника с креплением, который контактирует непосредственно с лепестками нажимного диска, причем постоянно. Отсюда и термин "постоянное вращение". Это решение было отработано на "Оке", с нее перенесено на "Самару" и далее. Поэтому у муфты один и тот же упорный подшипник 1111- с внутренним кольцом. Муфту 'Оки" от "десятой" можно отличить по трем признакам, касающимся тыльной части: 2110- имеет своеобразные "уши" из светлого металла, а 1111 - - черные; "десятые" "уши" расходятся далеко в стороны в отличие от 1111-; "уши" у муфты "Оки" заканчиваются маленькими "усиками", загнутыми на 90°, то есть в плоскость вращения муфты (рис. 8). Передняя, рабочая часть (зона контача кта с нажимным диском) муфт для "Оки" и "десятой" практически одинаковая.ЗР 3/99125