135
^ДОВОДИМ ДО УМА"ДВОРНИКИ" С ПОНЯТИЕМХотите, чтобы стеклоочиститель вашей машины выключался сам, когда стекло очищено? Нет ничего проще, утверждает Евгений ДЕМИН из Москвы. Смакуя технические подробности оборудования дорогих иномарок, например "мерседесов" последних моделей, мы рассказывали о том, какие замечательные там стеклоочистители. Едва первые капли дождя упадут на ветровое стекло, "дворники" сами оживают, включаясь в работу. И сами же выключаются, прячась под кромку капота, когда стекло становится чистым. * - Да... - завистливо вздыхает читатель. - На наших "жигулях" такое может только присниться. работать. А командует ими... штатный электронный блок ЭПХХ! Экономайзером ныне оснащают все российские автомобили с карбюраторами, но на тех, что пробежали свыше 20 тыс. км, эта система, как правило, отключена, поскольку обладает хроническим свойством нарушать работу двигателя на холостом ходу (ЗР, 1997 № 6; 1998, № 3). Однако зачем же пропадать добру - если блок уже занимает место под капотом, пусть поработает хоть на стеклоочиститель. В схему (см. рис.) входит дополнительное реле 2 - подойдет любое 12вольтовое с постоянно замкнутыми илиОднако оснастить "дворники" зачатками интеллекта можно и самостоятельНумерация выводов и цвета провоно, причем ни бортовой компьдов на рисунке приведены для ютер, ни чувствительные дат"Жигулей'! На других автомобичики на стекло не понадобятся лях подключение ничуть не - обойдетесь обычным реле за сложнее - например, на "Самаре" 10 рублей из ближайшего ма- к выводу № 6 блока ЭПХХ. газина автозапчастей!.. Кстати, на машинах с карбюратором "Солекс" "дворники" будут Представьте: зима, сляотключаться при снижении обокоть, городская улица... С неротов двигателя до 1900 в минуба на ветровое стекло - ни до ­ ту, а включаться - при 2100 ждя, ни снега, зато грязные об/мин. Важное предупреждение: брызги из-под колес других чтобы автоматика заработала, автомобилей заставляют то и провода микропереключателя (на дело включать "дворники" при "Озоне") или концевого выключадвижении и выключать при Электрическая схема стеклоочистителя-автомата: 1 - электродвителя (на "Солексе") должны быть остановках на светофорах гатель стеклоочистителя; 2 - дополнительное реле (1123747 или отсоединены от блока ЭПХХ. иначе они противно скрипят по 903747); 3 - выключатель "автоматики"; 4 - штатный блок ЭПХХ. Разумеется, наш "умный" сухому стеклу. Чтобы не отвлекаться от управления, водитель, переключающими контактами, например, стеклоочиститель будет все же не 'учещелкнув клавишей, включает автомапятивыводное 112.3747 или 90.3747, приный" "мерседесовский" и не заставит вотический режим: на остановках щетки меняемое в цепях стеклоочистителей дителя совсем забыть о подрулевом рызамирают, но стоит только прибавить фар автомобилей ВАЗ. В качестве вы ­ чаге. В городе автоматика пригодится, а газу, трогаясь с места, вновь начинают ключателя 3 - любой тумблер, а лучше на трассе мы ее выключим клавишей.клавиша или кнопка, установленная в резервное гнездо панели приборов вместо штатной заглушки. Отсоединяем вывод 4 электродвигателя стеклоочистителя от "массы" - теперь питание будет поступать только через нормально-замкнутые контакты реле. Как только обороты двигателя снизятся до 1200, блок ЭПХХ выдаст управляющее напряжение на вывод 1 , реле сработает и отключит "дворники" Прибавляем газ до 1600 об/мин - блок запирает выход и реле вновь включает стеклоочиститель. Достоинство этой дополнительной схемы в том, что она полностью независима от штатной - даже если блок 4, выключатель 3 или обмотка реле 2 выйдут из строя, "дворники" управляемые подрулевым рычагом, будут работать на всех предусмотренных режимах (быстро, медленно, с паузой).Двигатель (BA3-21083) ощутимо расходует масло, но его мощность вполне меня устраивает. Чем объяснить то, что после длительного (примерно 200 км) пробега с высокой скоростью мотор перестает работать холостом ходу? Восстановив его (винтами регулировки), нормально езжу до следующего "скоростного пробега". Затем картина повторяется... Казалось бы, какая связь между нарушением работы на холостом ходу и быстрой ездой? На деле же она вполне воз7 СвоимиСвламиможна. Обратите внимание на дымность картерных газов - у нового, исправного двигателя они вполне прозрачны. Дым, который выходит из шланга вентиляции картера, - это частички копоти, масляный туман и т. п. Попадая в карбюратор, грязные картерные газы ускоряют отложение на деталях - в частности, различных на смолистых веществ в отверстиях воздушных жиклеров. Уменьшение их "живых сечений" приводит к обогащению топливно-воздушной смеси, образуемой как в главной дозирующей системе, так ив системе холостого хода. В первом случае обогащение заметит не каждый - на ходуизменение мощности двигателя водитель, не задумываясь, корректирует педалью газа. Только явное, сильное ее падение может вызвать тревогу. Чрезмерное обогащение смеси на холостом ходу приводит к снижению оборотов холостого хода - вплоть до того, что мотор вообще перестает работать. Восстановив обороты настроечными винтами, дефекты двигателя вы не устраняете. После "скоростного" режима, когда жиклер опять "засмолится" холостой ход может вновь пропасть. Так что, увы, придется задуматься о ремонте двигателя.ЗР 3/99135