Александр ЬУДКИН. Фото автора Его зовут "Мамонтенок". Среди снегоболотоходов на колесах сверхнизкого давления таких исполинов до сего дня не было. Шутка ли: при полной массе шесть тонн "Мамонтенок" способен ездить по суше, преодолевать болота и даже плавать. Его сердце - дизельный мотор рабочим объемом всего 2,5 литра. Чтобы покорять необъятные просторы тундры, небольшого тяговитого дизеля хватает. По шоссе машина может разогнаться до 55 км/ч. Передвигаясь по твердому, укатанному грунту, "Мамонтенок" расходует около 20 л/100 км. Гусеничный 'конкурент машины - широко известный тягач ГТТ - берет на борт те же две тонны груза, но потребляет горючего намного больше. Ныне использование в тундре вездеходов на гусеничном ходу в летний период запрещено из природоохранных соображений. Колея, оставленная ими, не затягивается многие годы. Другое дело "Мамонтенок": давление в его шинах - 0,2 атм - в десять раз меньше, чем у легкового автомобиля. "Мамонтенок" уникален: все подобные вездеходы делаются на заказ и эта машина, изготовленная фирмой "Арктиктранс", - первая в своем роде. Хотя один подобный экземпляр был создан в 80-х годах и, говорят, работает на Севере до сих пор. У сегодняшнего "Мамонтенка" в два с половиной раза большая грузоподъемность, более совершенная силовая установка, новые колеса и многое другое. При проектировании вездехода использованы узлы и агрегаты от многих машин: грузо\\виков, армейских вездеходов, легковых автомобилей, немало и оригинальных деталей. "Мамонтенок" может похвастать постоянным полным приводом с самоблокирующимися межколесными дифференциалами в переднем и заднем мостах и раздаточной коробкой с демультипликатором. Передаточные отношения в трансмиссии подобраны так, что при включенной пониженной ступени на первой передаче машина на полном газу едет не быстрее 3-5 км/ч. Можно быть уверенным, что удастся одолеть любые топи. Подвеска колес - за-3а кабиной - автономный отопитель, ниже оригинальный механизм сочленения с тремя степенями свободы. висимая, рессорная. Впрочем, большой ход колеса вездеходу с ломающейся рамой и не нужен. Автономный отопитель салона работает на дизельном топливе. В большой кабине, сваренной из двух от ГАЗ-66, свободно помещаются шесть человек. Спать, не чувствуя себя стесненно, смогут четверо. Представьте себе, с какой амплитудой покачивается высоко расположенная кабина, когда вездеход поочередно кре-•Техническсш характеристика Общие данные: число мест - 6. снаряженная масса - около 4000 кг. максимальная скорость - 55 км/ч: расход топлива - от 17л/100 км: запас топлива - 210 л (дизельное). Шасси: "ломающаяся" рама с тремя степенями свободы. Размеры, мм. длина - 7000: ширина - 2800: высота - 3100. дорожный просвет - 600. Трансмиссия: постоянный полный привод: самоблокирующиеся межколесные дифференциалы, раздаточная коробка: коробка передач - механическая четырехступенчатая, полностью синхронизированная. Размер шин. мм: диаметр -1730: ширина - 670.нится влево-вправо градусов эдак на тридцать, а под вами болото. Ощущения - что надо. Выезжаем на грунтовку, педаль акселератора "в пол". Мелкие и средние кочки просто незаметны - мягкие шины легко их глотают. Ямы по колено преодолеваются на полном ходу и вызывают лишь покачивание кабины - любой "джипер" позавидует. По окончании полигонных испытаний машина отправится на работу в Тюменскую область.ЗР 3/9943