98
99
"БОМБИМ", БРАТ, "БОМБИМ'арабатывать деньги, подвозя "голосующих" на своем или служебном автомобиле, называется на языке водителей - "бомбить". Строго говоря, этот промысел незаконен, поскольку с любой прибыли положено платить налоги - а этого почти никто не делает. В последнее время "бомбежка" стала, можно сказать, социальным явлением. Нынешняя обстановка на рынке труда толкнула многих владельцев автомобилей в ряды "полупрофессиональных извозчиков". Кто же откажется от нехитрого способа заработать хотя бы на бензин, когда средств очень не хватает.Константин АНДРЕЕВЗМОСКОВСКИЙ "ИЗВОЗЧИК" Предложение сегодня превышает спрос, и на поднятую руку нередко откликаются сразу две-три машины и, почти не торгуясь, везут голосующего в желаемом направлении. Прежде "извозчики" "бомбили" в основном на поношенных ВАЗах, "москвичах", "волгах". В последнее время все чаще увидишь в этой роли новые иномарки, вплоть до шикарных седанов и вседорожников. Государственные "волги" грешили этим всегда, но сейчас даже шоферы "членовозов" - автомобилей с российским флагом на номерах и мигалками, всегда свысока смотревшие из своих вороненых машин на нашего брата-водителя, тоже при случае не брезгуют этой черной работой. Мало того, в столице много машин с областными номерами, хозяева которых заняты тем же. В общем, частным извозом пробавляются многие, составляя серьезную конкуренцию легальному такси (поездка на частнике, как правило, дешевле). СКОЛЬКО ЖЕ ОН ЗАРАБАТЫВАЕТ И СКОЛЬКО ТРАТИТ? В среднем, при определенном везении и правильном расчете, проехав километров 150 (включая "холостой" пробег), можно заработать рублей этак двести. Это занимает от 4 до 6 часов. Частный извоз совсем не легкий и не благодарный труд. Ремонт автомобиля отнимает немало денег и сил, постоянно существует риск, что вам не заплатят, отберут деньги или, что хуже, автомобиль. О напряженных отношениях с автоинспекцией даже упоминать не стоит: ремесло требует остановиться порой в неположенном месте и нарушить скоростной режим - клиент-то торопит. Такчто остается процентов 50-60 от ежедневной выручки. А это $100-130 в месяц, учитывая современный курс "зеленого". Что и говорить, не густо за столь нелегкий труд. Впрочем, цифры относительны и основаны на собственном опыте (табл. 1) - начиная с марта 1998 года я начал записывать, сколько мы с машиной заработали и сколько она "съела". Замечу при этом, что оплата труда извозчика в рублевом исчислении до и после кризиса практически не изменилась: сказались как резко возросшая конкуренция, так и сокращение числа пассажиров - реальные доходы москвичей и гостей столицы упали. ТОРГОВАТЬСЯ ИЛИ НЕТ? Иногда да, иногда нет - в зависимости от ситуации. Если вы едете по делу и подбираете пассажира точно по пути, не торгуйтесь - можете отпугнуть клиента и поедете "порожняком", а так все-таки "копейка". Те, кто хорошо знает дорогу и постоянно ездит по одному и тому же маршруту, и так заплатят вам по негласной таксе - с такими тоже торговаться не стоит: отдадите пассажира конкуренту. Торговаться имеет смысл, если ехать Показатели далеко (километров 20-30), в позднее время или если вы подоМесяц брали пассажира в месте, где с Март общественным транспортом туго. Но даже в этом случае не перегиАпрель Май байте, и если спрашивают, скольИюнь ко вы хотите, то сделайте приИюль Август мерный расчет (3 рубля за км) и Сентябрь назовите округленную сумму. ЕсОктябрь ли вы сойдетесь примерно на 2 Ноябрь рублях за километр пути - то Декабрь ехать уже выгодно. Меньше полуВсеготора рублей за километр поездка на другой конец города едва ли оправдает себя. ГДЕ? Это во многом зависит от места жительства, знания города и того, как вы владеете автомобилем. Если водите его неуверенно, плохо ориентируетесь в расположении улиц, то рискуете вообще ничего не заработать. Изучайте город: прежде чем поехать в незнакомое место, проложите свой маршрут по карте, стоя на обочине. Для этой цели имейте в машине подробный атлас города с полным предметным указателем улиц (карта хуже, потому что складывать ее долго и неудобно). Обязательно "вызубрите" все улочки и закоулки в своем районе, изучите все близлежащие выездь^ и перекрестки, особенно по пути к ближайшей станции метро - это самый вероятный, хотя и небольшой заработок, особенно когда общественный наземный транспорт работает плохо. Обязательно надо знать "проклятые" места, где в рабочее время всегда пробки, дабы не сидеть в них и неТаблица 1 РабоПроРасходы на маЗаработано, руб. шину, руб. чие бег, запчаср. в бензин всего "чистыми" ДНИ км сти день1260 2750 4135 3980 3650 161 191407 98 10 13 11 20 29 28 26690 850 815 450 560121.14 149,60 143,44 79.26 98,56 258.40 748.00 1124.72 1082,56 992.80 4699,92150 250-2529 3860 4115 270 3895 1650 17560150 560 270-310 329 795 390 497 840-188,86 179,40 501,56 60,74 398,44 581.60 1221,00 2465,28 3032.44 2632,20 11261,2426,98 19,93 62,70 6,07 30,65 52.87 61,05 85,00 108,30 101,24 61,64•98ЗР 4/99 работу и нередко опаздывают. Начиная часов с 15 и до 19 этот же контингент, как правило, возвращается домой в обратном направлении. Ловить клиента в будни после 19 часов невыгодно: в это время резко обостряется конкуренция - многие "выходят" на вторую работу. В выходные и праздники, несмотря на возросшее количество "извозчиков", ездить выгоднее среди дня. часов с 10 до 19: пассажиров хватает - люди отправляются за покупками, в гости, на выставки, в театры. Да и пробок, в отличие от будней, гораздо меньше. "Работать" по ночам (с 12 вечера до 7 часов утра) не слишком выгодно и довольно опасно: нормальные люди в это время обычно спят, а пассажиры очень редки и не всегда, мягко говоря, порядочные люди.большая вероятность того, что вы потеряете уйму времени и останетесь без денег. Особый разговор о "подгулявших" пассажирах. Здесь нужна большая осторожность. Если он уже падает, то ни в коем случае не "подбирайте" - намаетесь и денег не захотите: он не то что дорогу показать, но бывает просто не в силах адрес назвать. Тех, кто потрезвее, брать, наверное, можно - ситуацию они контролируют, едут, как правило, далеко и платят вполне прилично. Опасайтесь агрессивно настроенных - это грозит многими неприятностями. О"КОЛЕСАХ" На каком автомобиле "бомбить", обычно выбирать не приходится - какой уж есть! Поэтому, если уж вам пришлось свою любимицу превратить в "ломовую лошадь", то заботьтесь о ней особенно тщательно. От технического состояния и надежности машины зависит не только потенциальный заработок, но и безопасность. Не забывайте: в случае аварии вы можете понести не только материальную, но и уголовную ответственность! Обязательно и своевременно проводите периодическое ТО, постарайтесь заранее рассчитать предстоящие замены запасных частей и готовиться к ним, научитесь сами (кроме сложных случаев) обслуживать и ремонтировать своего "железного коня" - это позволит, даже при самой интенсивной эксплуатации, не только продлить срок его службы, но и сэкономить немалые суммы. Никогда не выезжайте на "работу", если вы не уверены в исправности своего авто. Лучше потратить день на техобслуживание, чем неделю на ремонт - дешевле выйдет. Ухоженный и чистый автомобиль служит, как правило, дольше, да и пассажиры в него садятся охотнее. Кстати, все лишнее из багажника должно быть убрано, чтобы в случае необходимости хватило места для поклажи ваших пассажиров. "ЗА" И "ПРОТИВ" Для себя я уже определился - это не работа, а способ выживания в нашу нелегкую пору. Казалось бы, ты хозяин своему времени, практически всегда какие-то деньги в кармане, а нужно больше - пожалуйста, все в твоих руках - "подбирай" их на дороге. Это только на первый взгляд. На самом деле "легкие" деньги хороши до тех пор, пока машина еще не "убита", а вы не втянулись в это дело окончательно. Поверьте - бросить "бомбить" не легче, чем бросить курить! А поденный заработок - наполовину вылетает в трубу, как в переносном, так ив буквальном смысле слова. Конечно, какое-то время перебиться можно, но я все-таки ищу постоянную работу, да и другим советую!«ШВОЛЕтерять время, а соответственно и деньги. Хочу сразу предостеречь от очень распространенной ошибки, которая может закончиться для незадачливого "извоэчика"одиночки плачевно: никогда не пытайтесь, поставив автомобиль на парковку, ходить в поисках пассажиров, помахивая ключом зажигания, по аэропортам, вокзалам, рынкам, у станций метро, театров, ресторанов - вас тут же "вычислят" местные "извозчики". Эти точки уже "насижены", имеют свою "службу безопасности", и сбивать цены вам здесь просто не позволят. Тут либо придется входить "в долю", отдавая часть заработка, и затем уже играть по установленным правилам, или немедленно ретироваться налегке, если, конечно, вас отпустят по-доброму. Щ Самое безопасное - это все время двигаться, в основном по оживленным улицам, причем, не повторяя ежедневно один и тот же маршрут. КОГДА? "Бомбить" можно практически в любое время суток, но, судя по личному опыту, наиболее "урожайны" утренние часы. В будни с8 до 10 часов утра люди едут в основном наТаблица 2 ВЫИГРЫШ И ПРОИ1РЫШ Против Ежедневный доход; работа в любое удобное время; всегда (почти) есть деньги на мелкие расходы Большой износ автомобиля; вероятность заработать на покугку другой машиныстремитсяк нулю; нестабильность заработка; риск (ДТП, остаться без выручки, без машины, ничего не заработать, ответствечность за неуплату налогов); высокая конкуренция. деградация личности (потеря навыков по основной специальности, "привыкание" - трудно отказаться от "легких" денег. "вечная погоня" за ними)КОГО "БРАТЬ", А КОГО НЕ СТОИТ? Если потенциальный пассажир вам не нравится внешностью или поведением, лучше его не сажать. Мой опыт подсказывает: предпочтительнее мама, папа, бабушка или дедушка с ребенком, прилично одетые люди средних лет и старше - они практически всегда хорошо платят, знают таксу и дорогу до места назначения, вплоть до знаков, возможных пробок и коротких путей. Также можно взять мелких предпринимателей с небольшим грузом или отъезжающих (улетающих) в другие города - они тоже готовы платить, особенно если спешат. Но далеко не все желающие ехать "умещаются" в вышеназванные рамки. Услуги такси, в том числе и нелегального, все-таки довольно дороги, поэтому в Москве, например, всегда найдутся люди, норовящие "покататься" бесплатно. Это (да не обидятся на меня порядочные молодые граждане, коих большинство) парни и девушки, иногда целые компании, которые к концу пути говорят, что денег нет или обещают "сейчас принести из дома". Опасайтесь также "почасовой" оплаты или предложений "подкинуть" до определенного места, там подождать, а потом ехать дальше -читателейЗанимаетесь ли вы частным извозом?(просимф ЩЛДа, регулярно Да. при случае НетЗР 4/9999