122
КРЕПЕЖОтвет на этот вопрос зависит, прежде всего, от назначения резьбового соединения. Конечно, прикрутить номерной знак можно любым подходящим винтиком. Но вот для ремонта двигателя требования к крепежу уже совсем другие. Какие? Попробуем разобраться. Каждый, кто хоть раз держал в руках болт и гайку, знает, что они различаются прежде всего размерами и шагом резьбы. Однако это не все возможные их параметры. В автомобиле резьбовые соединения работают в нелегких условиях: агрессивная окружающая среда, высокие механические и тепловые нагрузки. Поэтому даже одинаковые по внешнему виду болты различаются по прочности и коррозионной стойкости. Прочность же определяется тремя факторами: сортом стали, технологией изготовления болта и режимом последующей термообработки. Сегодня весь автомобильный крепеж делают методом так называемой холодной высадки или, иначе, холодной объемной штамповки. Суть этой технологии - вВсякий ли болт можно использовать при ремонте автомобиля?Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВвоздействии на заготовку такими высокими механическими нагрузками, что сталь становится как бы пластилиновой и из нее "лепится" деталь необходимой формы. Резьба также не нарезается, а выдавливается, поэтому не приходится снимать стружку, а главное - резко повышается механическая прочность, поскольку уплотняется структура металла. Ведь давление при обработке достигает таких величин, что готовая деталь нагревается до температуры около 300°С! После термообработки на крепеж наносится гальваническое покрытие двух основных видов. Это фосфатирование (болт выглядит черным) для крепежа, работающего внутри узлов автомобиля и не подверженного непосредственному воздействию окружающей среды, или пассивирование на основе цинка для наружных болтов. Пассивированный крепеж выглядит желтоватозолотистым либо серебристо-голубоватым. Это зависит от состава гальванической ванны и режима обработки, но основной металл покрытия в любом случае - цинк. Главное, запомните: крепеж без покрытия либо не автомобильного назначения, либо был украден на промежуточной стадии изготовления, возможно, до термообработки и потому его прочность сомнительна. Второе отличие "правильных" болтов и гаек отсутствие следов обработки на металлорежущих станках. Точеные детали всегда менее прочны, если только не сделаны из какой-либо специальной "оборонной" стали. Вы спросите: а как узнать, в каком именно соединении требуется особо прочный крепеж, и подобрать соответствующий болт? Косвенную подсказку даст таблица моментов затяжки ответственных резьбовых соединений в руководстве по ремонту автомобиля. Очевидно, чем больше этот момент, тем большую нагрузку испытывает соединение. Коротко можно сказать так: наиболее нагружены в автомобиле шатунные болты, болты или шпильки крепления головки блока цилиндров, болты в подвеске и шаровые пальцы. Класс прочности конкретного болта иногда нанесен на головке в виде выпуклых цифр от 5.0 до 12.9 - чем больше цифра, тем выше прочность. Гайки по прочности не различаются и можно понять, почему. Ведь именно материал болта испытывает нагрузку на растяжение и скручивание, тогда как гайка всегда работает на сжатие. Прочность1. Этот "гровер" не потеряется. На головке нанесен логотип "БД" и класс прочности. 2. Зубчатый фланец более современен. 3. На "свежем" пластиковом вкладыше не должно быть следов резьбы. 4. Это не брак: поясок специально обжат по эллипсу. ф 5. Если же поясок круглый, его придется накернивать после затяжки.резьбы обеспечивается выбором высоты гайки (чем она выше, тем на большее число резьбовых ниток распределяется нагрузка) и шага резьбы. Поэтому никогда не устанавливайте при замене болты того же диаметра, но с более крупной резьбой, и гайки меньшей высоты! Болты крепления головки блока цилиндров также должны быть предназначены именно для этого соединения: скажем, ВАЗ предъявляет к ним специальные требования по удлинению резьбы при затяжке. Еще одна тонкость - это страховка соединения от самораскручивания. В автомобиле все узлы подвержены постоянным вибрациям, поэтому приходится принимать специальные меры. Самая простая из них - обязательное использование пружинных шайб, так называемых гроверов. Их закаленный зубчик препят- # ствует отвинчиванию болта или гайки. В122ЗР 4/99