92
93
шшмшшшттьтНа этих автомобилях ездили президенты и коронованные особы, диктаторы и финансовые магнаты, их обожали советские руководители.А началось все более ста лет назад - в августе 1898 года. Говорят, именно тогда Джеймс Уорден Паккард, совладелец фирмы по производству электрокабелей в городе Уоррен, решил приобрести машину. Он отправился в Кливленд, на небольшой завод Александра Винтона, где помимо велосипедов собирали и автомобили. Если верить той же легенде, у машины "Винтон", которую купил Паккард, уже при выезде из города порвалась приводная цепь, соскочили шины, перегрелся двигатель. Новоиспеченный автовладелец вернулся на завод, чтобы объясниться с руководством. И в ответ услышал: "Раз вы, мистер Паккард, такой умный, стройте себе автомобили сами". "А вот возьму и построю!" парировал Паккард. Он сдержал слово. Уже в следующем году Джеймс и его брат Уильям представили двухместную машину с одноцилиндровым 12-сильным мотором. В ноябре 1900 года они показали ее на первом Детройтском автосалоне, где автомобиль привлек внимание богатого предпринимателя Генри Джоя. Он совершил пробную поездку, а вскоре посетил завод Паккарда. После недолгих переговоров Джой вошел в долю, и предприятие переехало в Детройт. Дела у фирмы быстро пошли в гору. Но уже через год Джой стал поговаривать о более мощных моделях. Паккард был категорически против дешевые автомобили прекрасно продавались. Примирения не произошло, и отец-основатель компании, названной его именем, покинул ее, а "паккарды" стали расти в размерах, мощности ив цене. Год 1915-й стал для фирмы знаменательным - она открыла новую страницу не только в своей - в мировой истории автомобилестроения, создав первый в мире серийный двигатель V12. ОнМПАШШбыл установлен на поступившем в продажу "Паккарде-Твин Сикс". Мотор работы Джесса Винсента имел рабочий объем 6,9 ли развивал 130 л. с. - по тем временам выдающийся показатель. "Твин Сикс" принес фирме неслыханную известность: уже в 1917 году было построено более 7000 этих дорогих престижных машин. Не только масштабами впечатлял "Паккард". О высокой репутации марки говорило и другое. Ее предпочитали самые именитые особы. На "Паккарде" ездил Уоррен Хардинг - президент США, который первым использовал автомобиль во время церемонии инаугурации. У известного китайского генерала Чжан Цзолиня в 20-е годы был бронированный лимузин "Паккард", который, по слухам, обошелся в 35 000 (!) долларов. Для гаража Николая II в свое время тоже заказали автомобиль этой прославленной марки, но ездить на нем импераРВ7 тору не пришлось."ПаккардТвелв" (на фото версия 1932 года) вершина предвоенной гаммы.Между тем, основной дохорг фирме приносили не "королевские" авто-поIDЛ /ОО '"МЬШМВ"мобили, а те, что в Штатах считали обычными - шестицилиндровый "Сингл Сикс" (1921-1928 гг., 54-81 л. с.) и восьмицилиндровый "Сингл Эйт", появившийся в 1923 году (в 1931-м - 120 л. с). К началу каждого (за редким исключением) модельного года фирма модернизировала свои автомобили, присваивая сериям трех- и четырехзначные индексы. В 1928-1932 гг. на смену "Сингл Сикс" прип лел восьмицилиндровый "Лайт Эйт". Дела у фирмы шли в гору: 41 000 автомобилей продано в 1928 году. Заказные кузова для "паккардов" строили самые именитые ателье: "Ле Барон", "Дитрих", "Роллстон" - в США; "Грабер", "Беркер", "Эрдманн унд Росси" - в Европе. В 1932-м компания представила свой новый флагман - "Паккард-Твелв" с мотором объемом 7,3 л, мощностью 160 л. с. У этой модели было все, что отличало автомобили подобного класса, в том числе гидротолкатели клапанов, двойное зажигание, тормоза с усилителем. Такая машина с V12 даже в стандартном исполнении стоила недешево - 5680 долларов, не говоря уже % заказных. В 1934-м продали три купе "Ле Барон" ценой по 18 000! В 30-х годах автомобили с бакланом на решетке радиатора (на части машин 1929-1932 гг. выпуска ставили фигурку Адониса) приобрели короли Норвегии и Югославии. На "паккардах" ездили король Египта Фарук, император Японии Хирохито, президент Мексики Л. Карденас-идель-Рио и куда более известные в мире президент США Франклин Рузвельт и генеральный секретарь Иосиф Сталин. Кризис, потрясший Америку и Европу в начале 30-х, больно ударил по фирме. В 1932-м продали 11 700 автомобилей, а в 1934-м - всего 6500. Годом позже представили "маленький", но все же восьмицилиндровый "Паккард-120". Ход оказался верным. В 1935-м удалось сбыть уже 31 889 машин, пожертвовав, правда, для удешевления приборной панелью из карельской березы и двойным зажиганием. В 1936-м хняли с производства мотор 6,3 л, отказались от колес со спицами и системы централизованной смазки шасси. Зато объем V12 увеличили до 7760 см 3 . Во второй половине 30-х пришлосьАвтомобиль легендарного летчика стоит в музее в Чкаловске.авиамоторы "Роллс-Ройс Мерлин", а когда наступил мир, фирма стала угасать. После того, как "Паккард" ушел из сектора представительских автомобилей и из программы исчезли модели "160" и "180", моду на "уровень люкс" начали диктовать "Кадиллак" и "Линкольн", за спиной которых стояли мощные концерны. Средств на гонку за гигантами не хватало, что сказалось и на конструкции "паккардов". Полноценная автоматическая коробка передач появилась только в 1950-м, новый кузов - годом позже. Архаичные рядные "восьмерки" мощностью 132-215 л. с. по американским меркам были слабы, спрос на шестицилиндровые машины и вовсе упал. В 1954-м умирающую фирму купил "Студебекер". С 1955-го на "паккарды" ставили моторы V8 (5,3 ли 5,8 л), появились и новые кузова, но неравный бой был уже проигран. Последней попыткой оживить спрос стал двухдверный "Хаук" (двойник одноименного "Студебекера") с 279сильным компрессорным двигателем. И она не удалась: в 1958-м некогда знаменитая марка прекратила существование, да и "Студебекер" доживал последние дни. Имя "Паккард" исчезло из автокаталогов, но в истории оно осталось навсегда. В СССР партийно-советская номенклатура относилась к "паккардам" особенно благосклонно. По некоторым данным, уже в 20-х для ГОНа - гаража особого назначения - заказали 50 "паккардов". Именно "Паккард" в 1937-м был подарен Чкалову - летчику, ставшему легендой при жизни. В 30-х на "штатниках" ездили все высшие руководители Союза. В некоторых изданиях сообщалось, что во время войны правительство США уговаривало руководство фирмы продать в СССР кузовные штампы. Официального подтверждения этому нет. Однако, "паккардоманию" можно проследить в конструкции послевоенных "членовозов". ЗИС-110 во многом похож на "Паккард-180" 1942-го модельного года, а ГАЗ-13 "Чайка" и ЗИЛ-111 внешне напоминали "Клиппер" 1955-го. "Чайку" "паккардовского" стиля выпускали аж до 1981 года. Благодаря начальственным пристрастиям у нас в России сохранились "паккарды" 30-х. Эти экземпляры - золотой фонд мировой автомобильной истории."Паккард" времен упадка - модель "Патрициан-400".вернуться к шестицилиндровым моторам, а в 1939-м отказаться от самого престижного - классики: "Супер Эйта" и "Твелва", хотя незадолго до этого "паккардовский" флагман в очередной раз модернизировали: установили пружинную переднюю подвеску и "раздули" мотор до 8,2 л (205 л. с). Всего построили 6850 "президентско-председательских" автомобилей и подвели черту. Перед войной завод поставлял шасси для медицинских машин и катафалков. Появились даже стейшн-вэгоны - универсалы. "Фермерские" автомобили явно подрывали престиж фирмы. Конкуренты - "Кадиллак" и "Линкольн" до "почти грузовиков" не опускались. В годы войны строилиЗР 4/9993