139
ет постоянно горящая лампа диагностики. Чтобы блок "заговорил", надо замкнуть контакты 10 и 12 в диагностической колодке под капотом и включить зажигание. Лампа будет высвечивать коды, каждый по три раза. Первым должен быть код "12" (одно включение лампы, 1.5-секундная пауза, два включения через полсекунды; затем пауза 4 секунды и вновь такой же код; еще 4 секунды и третий раз "12" - лучше один раз увидеть, так понятнее). "12" не означает неисправности, а показывает, что система самодиагностики активизирована. После этого кода так же, по три раза, лампа отображает неполадки, если они есть (коды представлены вж таблице). Если код трехзначный, первая цифра - единичка - высвечивается вдвое дольше остальных, в течение 1 секунды. Завершает процедуру тот же код "12". Кстати, если он отсутствует при первом включении - значит, неисправен или сам блок управления, или жгут проводов. По нашему опыту, наиболее часто компьютер регистрирует как одноразовые и многоразовые ошибки следующие коды: 25 - падение напряжения ниже допустимого. Возможные причины - включение стартера при "севшем" аккумуляторе. окислившиеся (незатянутые) клеммы батареи, плохой контакт с "массой"; 53 - неисправность датчика положения коленвала. Возможно, дело в плохом контакте на датчике, но иногдаон ни при чем. Сбой могут вызвать значительные помехи в бортсети, например, от высоковольтных проводов или наконечников свечей без помехоподавляющих сопротивлений; 61 - неисправность блока управления. Означает автоматический перезапуск программы из-за действия сильной внешней помехи, например, от неисправных элементов системы зажигания; 62 - потеря данных оперативной памяти блока управления. Происходит в случае отключения от сети аккумулятора. значительном падении напряжения. Все эти коды свидетельствуют о временных неполадках в "смежных" системах и при их устранении больше не проявляются. После ремонта или перед ним, чтобы разделить однократные и постоянные неисправности, надо стереть коды неисправностей из оперативной памяти компьютера. Для этого достаточно отсоединить "массовый" провод от аккумулятора не менее чем на одну минуту (зажигание должно быть выключено!) После, "на свежую голову" блок покажет или только "12" и "62" (см. выше; через 2 часа этот код сотрется), или еще и повторившиеся после перезагрузки неполадки. Отметим, что в представленной системе управления зажиганием есть резервы для модернизации, и об этом мы расскажем в одном из ближайших номеров журнала.mmш ЗАМШ,Энергию для пуска двигателя можно накопить в конденсаторах с двойным электрическим слоем.Денис БОРОВИЦКИЙ С виду этот прибор похож на шестивольтовый мотоциклетный аккумулятор. Однако начинка у него иная: "молекулярные" накопители энергии - суперконденсаторы. Уникальна их способность за считанные секунды накапливать электрический заряд, вполне достаточный для неоднократного пуска двигателя средних параметров. Попробуем? Цель - подсчитать число попыток пуска двигателя "Таврии". Состояние последнеЧ го (без ложной скромности) оцениваем на "отлично". В картере мотора плещется "синтетика" высшего качества. Погодные условия - тепличные. Первый пуск производим от штатного аккумулятора, устанавливаем частоту вращения коленчатого вала 2000 об/мин и подсоединяем параллельно аккумулятору конденсаторную батарею. Контакт! Обороты стремительно пошли на убыль, кажется, что двигатель вот-вот остановится... "Энергетический вампир" за 20 секунд высосал из бортовой сети автомобиля необходимое ему количество энергии и обороты вернулись к прежней отметке. Глушим двигатель и отсоединяем "массовую" клемму от аккумулятора: пора вернуть "награбленное". Ключ на старт! Двигатель мгновенно оживает. Вторая попытка - тоже успешна. Третья, четвертая, пятая, шестая... Двигатель "Таврии" нам удалось пустить одиннадцать раз подряд! Естественно, конденсатор кратковременно заряжался от генератора (его мы не отключили), но учтите - стартер по мощности намного превосходит генератор. Итак, суперконденсатор доказал свою работоспособность. Тогда почему бы не заменить им аккумулятор? Увы, это невозможно. Высоконагруженному электрооборудованию современных автомобилей требуется источник энергии большой емкости. При полноценной замене размеры конденсатора были бы сравнимы с габаритами штатной аккумуляторной батареи, а цена превосходила последнюю на порядок.К ОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ МИКАС 5.4 Код Описание неисправности 12 Запрос самодиагностики включен 15 Обрыв в цепи датчика абсолютного давления 16 Короткое замыкание в цепи датчика абсолютного давления 21 Короткое замыкание в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости 22 Обрыв в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости 25 Низкий уровень напряжения питания 26 Высокий уровень напряжения питания 51, 52 Неисправность блока управления 53 Неисправность датчика положения коленчатого вала или высокий уровень электрических помех в бортовой сети автомобиля 61 Неисправность блока управления 62 Потеря данных оперативной памяти (ОЗУ) блока управления 63 Неисправность постоянной памяти (ПЗУ) блока управления 64,65 Неисправности энергонезависимой памяти блока управления или отсутствие в ней записанной информации о производителе 181 Короткое замыкание в цепи лампы диагностики 182 Обрыв в цепи лампы диагностики 197* Короткое замыкание в цепи клапана ЭПХХ 198* Обрыв в цепи клапана ЭПХХ * Относятся к последним версиям программного обеспечения.ЗР 5/99139