*сейчас можно получить 20 долларов, а до кризиса - больше 100! Так продавать ценные бумаги сейчас или. напротив, подождать? Эту загадку каждому акционеру придется решать в одиночку. - Вернутся ли когда-нибудь цены акций автозаводов на прежний уровень - вопрос сродни гаданию на кофейной гуще. считает старший трейдер компании "РАЙ, МАН энд ГОР секьюритиз" Игорь Кожечкин. - Все, кто сегодня покупает эти ценные бумаги, уверены, что поступают правильно. Впрочем, чувство правоты не покидает и тех. кто их продает... - В данный момент продавать акции автозаводов не стоит ни в коем случае. Приближается момент, когда маятник 41'рынка может качнуться в обратную сторону - цены пойдут вверх. - Так видит картину эксперт компании "ЦентрИнвест Секьюритиз" Юрий Тимощенко, Итак, рынок в ожидании из-за общей неопределенности в экономике. Причем она может сохраняться довольно долго. Но вот сможет ли держатель акций долго пребывать в сомнениях, ведь нервы, как говорят, не железные... ПЕРЕДЕЛ СОБСТВЕННОСТИ? Впрочем, среди совладельцев автопредприятий есть не только мелкие акционеры. но и крупные: юридические лица, включая инофирмы и государство. Каковы их планы в отношении ценных бумаг? Во владении государства находятся контрольные пакеты акций ЗИЛа. "Москвича". ВАЗа. КамАЗа. Первыми двумя заводами распоряжается московское прав ительство . и в ближайшее время их акции проданы не будут, поскольку столица желает сохранить контроль над этими предприятиями. Акции двух других заводов - в залоге у федерального правительства (за долги по налогам) и. по мнению большинства наблюдателей, вскоре могут быть выставлены на торги. Если на них вдруг объявится зарубежный покупатель, например серьезная автомобильная фирма, то акции КамАЗа и ВАЗа, возможно, поднимутся в цене. Среди крупных негосударственных акционеров российских автозаводов такие громкие в прошлом имена, как "Инкомбанк"'. "Менатеп". "Онэксимбанк" и множество других, чье положение сегодня. мягко говоря, шаткое. Принадлежащие банкирам акции скорее всего перейдут к другим хозяевам. Не исключено, что эти акции скупят и сами заводы. Прецеденты уже были: ГАЗ. например. выкупал собственные ценные бумаги и даже менял их на автомобили.ИЖЕВСКАЯ"ДВУСТВОЛКАПерспективы развития "Ижмаш-Авто" в сотрудничестве со "Шкодой" и ВАЗом стали более отчетливыми.здесь уже собрали три десятка "нив". Пока кузова привозные, но скоро и сваривать их начнут на месте. Не исключено, что именно столица Удмуртии вдохнет жизнь в "Надежду" - мини-вэн на шасси длиннобазной "Нивы". Вообще в Ижевске считают удачной идею тольяттинского опытного производства с годовой программой 35 тысяч автомобилей, а партнерство - многообещающим. Стоит отметить, что эта работа началась ДО ТОГО, как из многочисленных партнеров по переговорам выделилась "Шкода". СП с нею и проекты сотрудничества с ВАЗом - никак не антагонисты. Более того, документ под названием "Деятельность ДАО "Ижмаш-Авто" в условиях функционирования совместного предприятия со "Шкодой", по сути. регламентирует работу на одной площадке ДВУХ автозаводов. В мировой автоиндустрии есть немало примеров, когда на одном заводе собирают автомобили разных марок, но вот два завода под одной крышей... Подробно говорить о том. как они будут соседствовать, мы сможем, когда окончательную орорму примет технический проект СП. но некоторые позиции уже обсуждены. Например, если бы единственную окрасочную линию использовала "Шкода", автозавод можно было бы останавливать - без окраски он недееспособен. А вот сварочных корпусов два. ими можно поделиться. В октябре-ноябре планируется начать сборку "фелиций" и "октавий". Оговорена даже цена машин с учетом конкуренции нижегородских ФИАТов и таганрогских "дэу". Это чисто "отверточный" вариант с минимальной локализацией. Параллельно будут завозить и монтировать оборудование, чтобы почти одновременно с самой "Шкодой" начать выпуск новейшего автомобиля на платформе ФольксвагенаПоло" следующего поколения. Вот под этот проект сегодня идет активный поиск партнеров для производства комплектующих в России. Когда "Фольксваген1 вложил средства в чешскую фирму, ее возможности составляли 150-160 тысяч автомобилей в год. В прошлом году на свет появилось более 400 тысяч "шкод": "западный автомобиль по восточной цене" оказался необычайно популярен в Европе. В ижевской концепции сосуществования приоритет однозначно закреплен за инопартнером. Если стартовой мощности 80 тысяч машин в год окажется недостаточно, то доля СП на территории "Ижмаша" и персонал начнут расти. Увы. за счет 'Орбиты". Впрочем, принимая во внимание стремление 'Фольксвагена" к сохранению национальных марок, нельзя исключать и того, что на платформе очередного "Поло" из Вольфсбурга помимо испанскогоСЕАТа и чешской 'Шкоды' появится российская модель с ижевской торговой маркой.Первый этап переговоров между "Ижмашем' и "Шкодой", завершившийся в декабре прошлого года подписанием межправительственного соглашения (ЗР. 1999. № 2). вызвал в самом Ижевске неоднозначную реакцию. В частности. работники автозавода считают производство "Шкоды" в Предуралье возможным, но при этом опасаются за свое будущее. Перефразируя известную американскую поговорку - что хорошо для "Ижмаша". то хорошо для Удмуртии. Мощная оборонная индустрия республики прозябает без заказов. Контракт со "Шкодой" - ЕДИНСТВЕННЫЙ на сегодня инвестиционный проект в этом депрессивном регионе. Между тем расчеты экономистов показывают: если местный автозавод будет продавать по 200 тысяч малолитражек в год. республика станет уже бездотационной. А дальше, глядишь, и в донора превратится1 Но почему бы этим 200 тысячам не носить на себе шильдик "Орбита"9 Ответ дает экономика. За прошлый год "Ижмаш-Авто" произвел 10 454 автомобиля силами примерно 8000 работников - около 1,3 автомобиля на человека. В лучшие для завода времена этот показатель составлял максимум 18 штук. За рубежом он в несколько раз (!) выше, а с таких, как у "Ижмаша". производственных площадей "снимают" в год по триста тысяч машин. И этот персонал, и эти площади своей избыточностью отяжеляют себестоимость продукции. Значит. либо продаешь автомобили себе в убыток, либо ужимаешься по площади, сокращаешь рабочих - в общем, снижаешь себестоимхть Допустим, качество и конструкция "Орбиты" удовлетворят примерно 150 тысяч желающих. Но из них необходимую сумму наскребет едва ли половина. Ценовая ниша ижевчан - 2,5-3.5 тысячи долларов. Эти расчеты (конечно, в самом приближенном виде) легли в основу концепции будущего "ИжмашАвто". Здесь хотят производить 70-80 тысяч автомобилей в год. В первую очередь, коммерческих ("каблучки" и пикапы) и специальных (санитарные и т. п.). активно разрабатываемых сегодня. В этой нише у марки сложившаяся репутация. При этом площади предприятия будут резко сокращены (рассмотрено восемь вариантов перегруппировки площадей и оборудования). Весьма важным в этих условиях становится развивающееся сотрудничество с ВАЗом. Во-первых. под капотом "26-го" семейства уфимский силовой агрегат заменен тольяттинским. Во-вторых.ЗР 5/9957