80
81
82
НА ГРОШ ПЯТАКОВМы посовещались, и завтра вы будете четвертованы или сожжены, по вашему собственному выбору.Я. Гашек. "Похождения бравого солдата ШвейкаВЫБОРОчень трудно выбирать из двух заведомо устаревших машин ту, с которой проведешь несколько лет жизни. Но увы, если хочется непременно новую, а в чулке припрятано чуть более трех тысяч долларов, рассчитывай на то, что подешевле, да еще "благодари" кризис. Из наиболее доступных новых автомобилей на роль универсального семейного претендуют, пожалуй, только "Жигули" ВАЗ-21043 и "Святогор" (выпускаемый ныне вместо "Москвича-2141"). Уточним. речь идет о массовой его модели АЗЛК-2141-02 с двигателем ВАЗ-2106. Машины с французским "PeHO-F3R" значительно более дорогие и непрактичные. Чтобы узнать сильные и слабые стороны каждой, сведем их в поединке, устроенном специально для покупателей. Ведь последним недостаточно отчетов о "Тест-драйвах" - хорошо бы еще и узнать, каким станет автомобиль через год... два... пять лет. Итак, древняя "четверка", кирпичеобразная форма которой навевает смертельную скуку, и несколько более свежий конструктор "Сделай сам" - "Святогор". Цены обоих автомобилей - от 3 до 3,5 тыс. долларов, в зависимости от места покупки, цвета и комплектации. "Четверку" выгоднее брать в простейшей, базовой - те, что с мягким "семерочным" салоном и пятиступенчатой коробкой передач, дороже долларов на триста (а нужны ли в "сарае" легко пачкающиеся тканевые сиденья?). "Святогор" вырвался на рынок после прошлогоднего кризиса благодаря демпинговой цене. Создав тем самым ажиотаж, маркетологи из АО "Москвич" стали поднимать цену, почти удвоив ее к нынешнему февралю по отношению к сентябрьской: теперь "Святогор" бьется с "четверкой" на равных. Именно ее, а не самый дешевый из "Жигулей" ВАЗ-21053 мы назначили в соперники былинному богатырю, ведь 364-литровый багажник седана устроит далеко не каждого российского дачника. У "четверки" и "Святогора" при сложенном заднем сиденье объем грузового отсека соответственно 1340 и 1270 литров, причем для перевозки длинномеров (например, досок) можно использовать почти всю длину салона. Крупные вещи (например, шкаф илирулон сетки рабица) удобнее грузить в "четверку" - проем почти вертикальной задней двери вровень с полом. Зато мелкие (овощи, сумки), наваленные сзади грудой, легко скатываются на землю - для них больше подходит "Святогор" с высоким бортом багажника. По конструкции и техническому совершенству переднеприводный "Святогор" оставляет соперника в аутсайдерах "Москвич" отлично управляется и держит дорогу на высокой скорости - после него неуютно в "пританцовывающих" "Жигулях", которые надо постоянно отлавливать. Да и мелочами (плоские стекла, роторные зам-В машине отсутствуют десятки позиций покупных комплектующих - на них у завода просто нет денег. Зато они есть у многочисленных дилеров, торгующих "москвичами", - там-то и доукомплектовывают полуфабрикаты купленными за наличные деталями. Можно сказать, "святогоры" выпускает не АО "Москвич", а десятки куда более мелких "обществ", и не в цехах, а на огороженных площадках под открытым небом. Что ж поделаешь, если по-другому у нас ра-Типичные места коррозии "жигулей". После двух московских соляных зим сквозь эмаль на рамке ветрового окна проступила ржавчина. Бороться с нею практически невозможно: ведь в глубоком кармане под резиновым уплотнителем всегда стоит вода. Рыжие разводы вдоль нижних кромок оконных проемов столь же типичны для подержанных "жигулей".ки дверей и т. д.) универсал из Тольятти напоминает о своем возрасте, тогда как московский "богатырь", по нашим меркам, вполне сойдет за современную машину. Зато в исполнении - все наоборот. "Четверка" аккуратно собрана, отрегулирована и укомплектована. Пока она стоит новенькая в магазине, в ней все работает и придраться не к чему. Даже ремни безопасности закреплены, как полагается в салоне. Помимо запаски, домкрата и инструмента, дилер прилагает к машине аварийный знак, ножной насос и, что особенно умиляет, флакончик с герметиком для шин. Увы, "Москвич" - полная противоположность. О том, чтобы положить в багажник запаску или что-то еще, не идет и речи.Для "Святогора" характерны мелкие паучки коррозии по всему кузову - хрупкая краска трескается и вода проникает к металлу. Лет через пять круглогодичной эксплуатации доселе незаметная внутренняя коррозия перейдет в сквозную, а пороги, скорее всего, отвалятся. Под ногами водителя и переднего пассажира нечто зыбкое - это ветхие остатки шумоиэоляции, перекрывающие дыры в полу...80ЗР 5/99 ботать невыгодно. Но вот качества сборщики от торговли, увы. обеспечить не могут. Чтобы привести машину в порядок (правильно собрать, отрегулировать), владельцу понадобится недели две работы и 300-400 долларов на детали, которых всетаки не хватает. Полностью укомплектованный "Святогор" (иногда такие встречаются в салонах) дороже "Жигулей" и поэтому спросом не пользуется, а совсем дешевый полуфабрикат - с железным блином вместо руляемого масла. Если покупать то. что подешевле, и на рынке - ремонтировать движок придется, возможно, уже через 60 тыс. км. Стоит потратиться на фирменное - оно порой позволяет не лазить в мотор в течение 200 тыс. км (см. ЗР, 1998, №11). Сцепление обоих автомобилей довольно надежно и при бережном отношении способно служить более 100 тыс. км. Но на "четверке" устаревший привод с зазором, а ход педали и усилие выжима довольно велики. К тому же проверить и отрегулировать свободный ход вилки можно только снизу машины. На "Святогоре" гораздо удобнее: мягкая короткоходная педаль и быстрая регулиоовка (или замена) недолговечного троса - прямо из-под капота. Конструктивное превосходство над "Жигулями"стро прогрессирующий осевой люфт шестерен, так что коробка выходит из строя - тут уж потребуется буксир. Вот почему дальние поездки на "москвичах' более рискованны. На этом "трансмиссионное" преимущество "четверки" заканчивается, и в отрыв уходит "Святогор": ведь против его пары полуосей с добротными ШРУСами фирмы GKN (своих "Москвич", к счастью, уже не делает) на "Жигулях" - громоздкое хозяйство из десятков деталей карданной передачи и заднего моста, редуктор которого не особенно надежен. Случается. этот агрегат приходится менять через 10 тыс. км. однако и загудевший, он еще работоспособен, что позволит не спеша вернуться даже из дальнего путешествия. Передняя подвеска Жигулей" сильно проигрывает "москвичовской". "Подломившееся" на ходу колесо "Жигулей" - привычное зрелище (см. фото). Полбеды, если это случилось в городе, а что делать на трассе, в провинции?.. Ведь машину нельзя даже буксировать - нужен эвакуатор. Причин такой аварии может быть несколько. Например, ломается нижний рычаг (тонкий лист, из которого он отштампован, легко дает трещины - см. фото). Или "саморазбирается" изношенная нижняя шаровая опора (на "Жигулях" она стоит пальцем вверх, что для хлипких отечественных изделий противопоказано, ведь пружина стремится вырвать его из корпуса). На "Святогоре" - кованые рычаги с опорами "пальцем вниз", поэтому даже с разбитой и громыхающей подвеской можно ездить по колдобинам - колеса-то останутся на месте. А если хочется ездить "культурно", придется каждые 15 тыс. км менять все шесть резиновых втулок стабилизатора и шаровые опоры - импортных. должного качества, пока не существует. Зато с задней подвеской больше повезло "четверке" - здесь все надежно служит до списания машины - не менее 300 тыс. км. Разве что просевшие пружины и потекшие амортизаторы придется в течение этого пробега разок-другой заменить. Покупая Святогор", помните: при попытке въехать задним ходом на бордюр (что все прочие машины переносят безболезненно) у "Москвича" сгибаются продольные рычаги. сделанные из плоского листа. Рулевое управление "Святогора" по нашим меркам, само совершенство. Руль легкий и не слишком острый, рееч-До чего жалок и беспомощен этот припавший к земле "жигуленок"! Даже откатить его в сторону нельзя - так и останется лежать там, где застигнет его поломка подвески...Треснувший рычаг подвески "Жигулей" - еще бы немного и... Хорошо, что владелец приехал на сервис для замены крестовины - заодно и подвеску перебрали.и дырами вместо обивки салона, напротив, достать трудно - такие скупают дилеры. После переборки для себя" Святогор" почти не уступает по качеству "Жигулям ". былая добротность которых осталась в воспоминаниях. Покупая "четверку", не надейтесь, что ее кузов лучше защищен от коррозии, чем у Святогора", чье скоропостижное гниение стало хрестоматийным отрицательным примером. Разница лишь в дислокации очагов коррозии (см. фото). По двигателю обе машины равноценны - их вазовские агрегаты практически одинаковы. разве что диаметр цилиндров у "Святогора" на 3 мм больше. В последние годы качество этих моторов стабилизировалось и срок службы во многом зависит от применя-усиливают французские "корзина", диск и выжимной подшипник - пока они есть на заводском складе, за качество "москвичовского" сцепления можно не беспокоиться. А когда закончатся, придется раскошелиться и покупать в магазине - комплекты фирмы ЛуК" работают на "Москвиче" безупречно. Коробка передач Здесь лидирует ВАЗ-21043: 'жигулевский" агрегат надежнее уже конструктивно. Даже когда рассыпается бракованный подшипник или самоотворачивается гайка выходного фланца, одна-две передачи включаться будут - трехвальная схема это позволяет. Значит, есть возможность добраться до дома своим ходом. На Святогоре' разрушение подшипника или стяжной гайки ведомого вала вызывает быЗР 5/9981 вный механизм долговечен, а шарниров всего два, да и те работают по 50-100 тыс. км. А регулировать схождение колес на "Святогоре" одно удовольствие прямо из-под капота. На "четверке" все гораздо хуже: тугой руль, шесть шарниров, капризный маятниковый рычаг (либо "люфтит", либо не провернешь), да и регулировать длину тяг можно только снизу. Зато тормоза "Святогора" - одно огорчение. Вот уже лет двадцать АЗЛК с непонятным упорством (или даже с благодарностью) принимает от смежников брак: тормозные цилиндры хронически текут их уплотнения не держат жидкость. Характерный дефект задних тормозных цилиндров - из-за слишком широкой канавки на поршне под пружинное кольцо превышен допустимый свободный ход педали и задние колеса практически не тормозят. С тормозами "жигулей" нет проблем. Но даже если встретится заводской брак, ничего страшного. Несколько европейских фирм делают отличные запчасти для "жигулей", вполне доступные по ценам, - в магазинах они в избытке. По эксплуатационной практичности "Жигулям" нет равных - запчасти к ним и какой-то сервис найдете в любом уголке России (и даже в Западной Европе). Владелец "Святогора" может чувствовать себяНа мощном кованом рычаге подвески "Святогора" шаровая опора установлена надежно пальцем вниз. Главный тормозной цилиндр "Святогора", сделанный в Кинешме. Расход жидкости (именно ее струйку вы видите на стенке вакуумного усилителя) достигает 100 мл в неделю."комфортно и уверенно в любой день" только в радиусе тысячи километров от столицы. В других регионах московские машины - экзотика, поэтому купить оригинальные запчасти к ним можно разве что с рук. Как вложение денег покупка нового "Святогора" крайне невыгодна - уже через пару лет он упадет в цене втрое. "Четверка" дешевеет не так быстро - примерно на $1000 за первые три года эксплуатации. Зато она, пока новая, весьма подвержена угону. "Святогор", напротив, можно бросать где попало: "москвичи" очень редко угоняют и немногим чаще ставят на них сигнализацию. Только что вы виртуально побывали владельцами "четверки" и "Святогора". Теперь попробую набросать портреты техобремененных семьей дачников, которые сделают более правильный выбор, Итак, ВАЗ-21043 скорее подойдет: тому, кто сам машину не обслуживает, доверяя это механикам; живущему восточнее реки Волги; водителю, который ездит спокойно и неторопливо, а зимой предпочитает обходиться без машины; женщине. "Святогор" устроит жителя центрального района России, если он: не поклонник стиля "ретро" в предметах повседневного использования; ремонтирует машину самостоятельно; ездит быстро, круглый год и чаще по трассе; хочет выглядеть беднее, чем на самом деле; ценит возможность оставлять машину без присмотра, не тревожась за ее сохранность.услуга "За иулбм// помажем.. -ъ автомобильВамОбновление информации происходит три раза з день. О Вашем автомобиле узнают тысячи потенциальных покупателей или продавцов во всем мире. Мы используем самый современный источник информадии — Интернет Сообщите информацию о своем автомобиле: марка, модель, год выпуска, пробег, цвет, состояние автомобиля, цену, за которую Вы хотите его продать, к прочие сведения о своем автомобиле. Обязательно укажите город, где Вы проживаете, и способы связи с Вами для келающкх купить Ban автомобиль: номер телефона, пейджера или адрес электронной http://vgww.zr.ru почты, по желанию — домашний адрес. Если Вы работаете с компьютером, наберите наш адрес http://viww.zr.ru, заполните бланк объявлений и отправьте его к нам одним щелчком "мыши". Вы можете сами проверить скорость подачи Вашего объявления в мировую информационную сеть.оните в любое время, без выходных дней Ъ ' с 8 до 20 часов — Ваше объявление примет оператор. В остальные часы работает автоответчик.://www.zr.ru82ЗР 5/99