40
41
НАШЕЗНАКОМСТВО•-ОСКАЛ ДЛЯ ДЕМЕРСЕДЕС-БЕНЦ АКТРОС ЗЗЗШхб/3900 MERCEDES-BENZ ACTROS Семейство "Актрос" появилось в 1996 году и вскоре его представители завоевали титул "Грузовик 1997 года". Автомобили комплектуют тремя вариантами кабин длиной 170—2200 мм и высотой 1560-1920 мм. Двигатели - шестиили восьмицилиндровые мощностью 313-571 л. с. Шасси - двух-, трех- и четырехосные. Колесная база - от 3300 до 6300 мм.0Р03ААндрей СИДОРОВ. Ф ото авторается пониженная или повышенная - для этого на набалдашнике рычага специальная клавиша. Итого шестнадцать передач. Кнопка слева на нем - задний ход, справа - "нейтраль". В кабине непривычно тихо вполне можно разговаривать вполголоса, даже когда стрелка тахометра пляшет в желтой зоне. В красную загнать ее обычным путем не удается - умная электроника оберегает мотор от лихого человека. Конечно, она не настолько умна, если вздумается с восьмой передачи вдруг перейти на третью, но ведь предполагается, что за рулем будет нормальный. Кстати, о торможении двигателем - в сочетании с пониженной передачей тормоз-замедлитель столь эффективен, будто автомобиль попадает с разбегу в рыхлый песок на затяжных спусках такое устройство здорово бережет тормоза и нервы водителя. Скорость под 90 - работает ограничитель, отрегулированный на эту величину по просьбе заказчика - Газпрома. Да и зачем самосвалу больше? За окном - чахлый припо-В краях, где лютые морозы зимой и распутица в остальное время года, спрос с техники особый. Одно дело сломаться гденибудь в Краснодарском крае и совсем другое - в Красноярском: за стеклом -40°С, а до жилья сотня-другая верст. В этих условиях автомобиль по надежности должен быть сопоставим с самолетом - в обоих случаях от нее зависит многое, включая вашу жизнь. Как ни странно, отечественные грузовики пока далеки от требований экстремальной эксплуатации. А коли так, то наиболее зажиточные ведомства, которым надежные машины необходимы позарез. вынуждены покупать их за пределами страны. Еще с советских времен БАМ. Север. Сибирь поднимали "татры" и "магирусы". Многие работают и до сих пор. Сегодня туда рвется "Мерседес". По заказу Газпрома он адаптировал для этого один из лучших своих грузовиков - "Актрос-3331 АКбхб"(ЗР, 1998, № 1), с которым нам довелось познакомиться поближе. Дело было в Финляндии, в городке Рованиеми, где расположена официальная резиденция самого главного Санта-Клауса (Деда Мороза). Температура в те зимние дни не опускалась ниже -8°С, а близость Полярного круга угадывалась лишь крадущимся вдоль горизонта солнцем, ранними сумерками и изобилием оленьих шкур в любом придорожном кафе. Впрочем, местные утверждают, что в этих краях бывают настоящие морозы. Свозить бы этих "полярников"' в Якутск или Нерюнгри... Пока выбрались из города на шоссе, успел "присидеться" к машине и уже чувствую себя за рулем как дома. Управление коробкой передач настолько простое, что и мастерство проявить негде: чуть двинул рычажок селектора - на панели загорелась цифра выбранной передачи, выжал сцепление - она включилась. Точно также выбира-Проблема подогрева кузова решена "в лоб" • просто протянули трубу от глушителя.Аккумуляторы в теплых чехлах ис грелкой снизу хорошо переносят морозы.40ЗР 5/99 лярный лес, впереди - старательно расчищенная дорога, покрытая белым укатанным снегом, - финны ее ничем не "унавоживают". Тормозить "в поп" на машине без АБС было бы в этих условиях весьма рискованно. "Актрос" - дело другое. Выбрав свободный участок, перебираюсь поближе к осевой и, собравшись "ловить" машину рулем, жму от души на "стоп". Но опасения были напрасны - даже малой коррекции курса не потребовалось. Автомобиль остановился. будто на рельсах. Никакой борьбы, даже неинтересно. Инструктор искоса поглядывает на меня, но пока понимающе молчит. А что если то же самое проделать ручником? Бывает, и такой способ применяют для экстренной остановки. Уяснив намерение, "профи" оценил скорость и заключил, что это "не есть гуд". Сам знаю, что нехорошо, но все же решаюсь попробовать. Скорость, конечно, поменьше, но и упражнение сложнее. Чуда не происходит - задняя тележка блокируется и машина пляшет, как корова на льду. Чтобы ее выровнять, приходится отпускать рычаг. АБС здесь бессильна ей такого не задавали. Тем не менее, как аварийная система торможения ручник вполне сгодится. Напоследок загоняю "Актрос" правыми колесами в снежный отвал на обочине. пока не застрянет. Включаю все блокировки мостов - и... он едет дальше, оставляя за собой снежную канаву. Не вездеход, конечно, но куда уж лучше для грузовика? А теперь посмотрим, чем же отличается "северное'' исполнение от обычного. Дооборудование коснулось в первую очередь тех узлов и агрегатов, которые обеспечивают живучесть на морозе и бездорожье Бич дизеля в этих условиях - трудный пуск и густеющая на морозе солярка. И если с последним обстоятельством уже научились бороться - зимнее или арктическое топливо, добавки-антидепрессанты, то с водой в нем у нас все еще воюют. На "Актросе" для этого есть выносной топливный фильтр с электроподогревом и водоотделителем. Водителю не придется отогревать бак факелом или паяльной лампой. Вместо штатного для "Актроса" пластикового поддона двигателя установлен алюминиевый, а сам мотор заключен в капсулу, чтобы не загрязнялся и быстро не остывал. Внутри капсулы проходит дренажный топливопровод, в котором "обратка" успевает хорошо прогреться и разогревает топливо в баке. Две двухсотамперные аккумуляторные батареи установлены на подогреваемом поддоне и одеты в теплоизолирующие чехлы. Температуру, разумеется, поддерживает автомат с датчиком, погруженным в электролит одной из банок. Для увеличения дорожного просвета воздушный фильтр перебрался снизу из-под рамы за кабину, где его не достанет никакая кочка, а воздухозаборник выведен на правую сторону крыши кабины - в зону наименьшего запыления. Серийная система пуска двигателя гарантированно справляется со своими обязанностями до -33=С. Электрофакельное устройство, автоматически включающееся при морозе ниже -20СС, снижает температуру надежного пуска до -40°С, ну а если на улице еще холоднее - включается подогреватель "Вебасто". Трансмиссия с неотключаемым передним мостом получила блокируемые межколесные и межосевые дифференциалы и теперь, не только теоретически, работает в режиме "6x6". Бывалые знают. насколько это удобно. Иной автомобиль, попав колесами одного борта в канаву. вместо обещанных "6x6" беспомощно гребет разгруженной стороной, то есть на деле ведет себя, как "6x3". Коробка передач с пневмоэлектрическим переключением, как утверждают конструкторы, гораздо надежнее обычной. Однако на всякий случай предусмотрена возможность ручного включения трех передач вперед и одной назад. Сверхпрочный (из стального листа толщиной 8-10 мм) самосвальный кузов фирмы "Майлер" оснащен маленьким задним бортиком, открывающимся автоматически. Но борт настолько низок, что вряд ли существенно увеличит полезный объем кузова двадцатитонника. Назначение его так и осталось загадкой. Кузов подогревается выхлопными газами двигателя. Для этого от глушителя к полостям силовых коробов проложена специальная "теплотрасса". Судя по личному опыту - вряд ли она существенно уменьшит налипание груза в сильные морозы. А встряхивания кузова в верхнем положении нет. Лом и лопата в этом случае по-прежнему будут безотказными помощниками, но забраться в огромный, 5,25x2,30x1,20 м, кузовМесто установки задних фонарей рассчитано не на снежную зиму, а на хорошую реакцию догоняющего."Актроса" под силу только молодому и поджарому - никакой лестницы нет. Впрочем, это легко устранимо, и первое, что сделает наш водитель. - наварит перекладины между боковыми ребрами борта. Любопытно, что у "Мерседеса" нет привычных нам жестких интервалов ТО.Тормозные камеры с энергоаккумуляторами упрятаны так, что в любой колее не отломятся.Топливный фильтр с водоотделителем снабжен электроподогревом и ручным подкачивающим насосом.Предусмотрен даже такой пустячок, как слив конденсата из подогреваемых коробов кузова.О грядущем обслуживании какого-либо узла загодя предупредит умная электронная система "Теллигент". Но, наверное, для автомобиля ценой почти 200 тыс. марок это не такая уж роскошь.^ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОбщие данные: допустимая полная масса 33 500 кг, грузоподъемность - 2000 кг, нагрузка на оси - 7500-13СЮ-1300 кгс запас топлива 300 л: размер шин -12,00 R 20; колесная база 3900 мм; колесная формула - 6x6; обьем кузова -12,5 м3; толщина стенок кузова; днище -10 мм, стенки - 8 мм. Двигатель; дизельный шестицилиндровый, рабочий обьем - 12 л, мощность 230 кВт/313 л. с. при 1800 об/мин. Электрооборудование генератор - 28 В, 80 А, аккумулятор - 2 шт. по 12 В общей емкостью 200 А ч, преобразователь напряжения на 15 Ас 24 на 12 В Оборудование: круиз-контроль, наружные зеркала с электрообогревом, противоугонное устройство. гидросистемы в хладоустойчивом исполнении, подогрев кузова выхлопными газами