42
43
ДОРОГУ ОСИЛИТ "КАЯБА"Испытав амортизаторы "Габриэль" (ЗР, 1999, №1), мы заинтересовались изделиями фирмы "Каяба" - обычными гидравлическими для "Жигулей" и газонаполненными ря "Самары".гей МИШИН ние на изменения в комфорте. Впечатление двоякое. Машину меньше раскачивает, вертикальные колебания эффективно гасятся, позволяя быстрее ехать по неровной дороге. В резких поворотах "Жигули" меньше кренятся. Зато трещины на асфальте и другие мелкие неровности отзываются на кузове более резкими толчками. На незагруженной машине слышно, как постукивает задняя подвеска. При полной нагрузке звуки исчезают. В целом комплект "Каяба" на "жигулях" несколько жестче и шумнее штатного. При этом управляемость и устойчивость заметно улучшились - видимо, сказалосьДля "Жигулей". Характеристики амортизаторов на "классику" оказались очень близкими к "родным". Различия лишь в нюансах: передние "японцы" несколько туже на сжатие (рис. 1), что делает переднюю ось машины более "жесткой". В то же время при ходе отбоя сопротивление немного меньше (колеса "охотнее" отслеживают ямы и впадины). Задние еще меньше отступают от требований ВАЗа они немного мягче на сжатие (рис. 2), что, по оценке пассажиров на заднем сиденье, повышает комфортабельность машины. Самостоятельно выбрать для машины амортизаторы не так уж просто: слишком часто к ним предъявляют взаимоисключающие требования - сделать машину комфортабельной и одновременно способной выдержать чуть не автокросс!Монтаж испытуемых амортизаторов на машину никаких проблем не вызвал. Шайбы и резинки в верхней части передних амортизаторов оригинальные, штатные вазовские туда не подходят. А в комплект задних входят не только все резинки, но даже втулки для нижних болтов. В движении мы сразу обратили внима-измененное соотношение жесткости задних и передних амортизаторов. "Жигуль" стал приятнее, четче управляться, держать заданную траекторию. Даже на "стиХарактеристики амортизаторов "Каяба" - зависимость усилия на штоке Р от скорости его перемещения V. Широкая полоса - допуски для штатных амортизаторов автомобиля.Усилие на штоке Р, кгс"2101" задний (гидравлический)•i •О0.2 0.4 0.6 0.8 10 Скорость перемещения штока V, м/сСжатиеРис.1Рис.242ЗР 5/99 Комплект амортизаторов для "Жигулей". Примерная цена четырех штук -1600 руб. А ральной доске" задняя ось не спешит сползти в сторону уклона. В целом амортизаторы "Каяба" для "жигулей" по субъективному ощущению комфорта, управляемости и устойчивости гдето в середине между испытанными недавно "американцами" ("Габриэль") и "русскими". Зима выявила интересную особенность "Каябы" - на морозе они не "дубеют"! Изделия СААЗа, и особенно "Габриэль", становятся жесткими и приходят в норму примерно после 10-15-минутного движения. Видимо, "японцы" заправлены синтетикой, а не "минералкой". Для "Самары". При проверке амортизаторов на стенде комплект, предназначенный для "Самары" (картриджи для передней подвески и стойки для задней), оказался заметно жестче штатного (рис. 3 и 4). Поэтому специалисты предложили опробовать его на ВАЗ-2110. так как по характеристикам он ближе к требованиям ^"десятки". Но предупредили, что задняя подвеска может стать слишком жесткой.Установка задних стоек прошла гладко, а вот с передними повозились: картриджи сделаны для "Самары", а "десятые" стойки примерно на 15 мм короче "восьмых". Из-за этого вкладыши выступали из корпуса стойки, не давая надежно закрутить гайки. Тогда выточили более высокие гайки "по месту". "Одиннадцатая" машина, как и "десятка", отличается от всех прежних вазовских отменной плавностью хода. Казалось бы, улучшать здесь уже нечего. Напротив. мы опасались, что с "Каябой" комфорт несколько ухудшится - хотя бы ив угоду управляемости. Но "японец" просто сразил нас! Гашение вертикальной раскачки полностью сохранило свою эффективность на высоких скоростях, а знакомая слабинка подвески - глухой удар и толчок при проезде выпуклой неровности - исчезла напрочь. Улучшение плавности хода - налицо! Если же автомобиль оснащен и шинами помягче, например "Конти Эко Контакт", "Бриджстоун В-70", то эффект еще заметнее. Конечно, из-за несколько меньшей массы "Самары" "Каяба" больше подойдет тем, кто часто ездит с полной нагрузкой.амортизаторов, дадим наши рекомендации. 1. Прежде чем покупать их, заранее решите, что именно вы хотите улучшить комфорт или управляемость. Как правило, одно улучшается в ущерб другому, 2. Особенности работы подвески, управляемость, плавность хода машины в неменьшей мере зависят от жесткости пружин, шин и даже дисков колес (в частности, их веса). 3. С газонаполненными амортизаторами автомобиль становится чуть выше. Их целесообразно устанавливать на машину с просевшими или европейскими (низкими) пружинами и для увеличения дорожного просвета. Целесообразно совместить установку таких амортизаторов с заменой шин на более мягкие и энергоемкие (175/70 взамен "165-х"), смонтировавСамое отрадное, что с "газовыми" амортизаторами заметно улучшилась управляемость. Уменьшились крены в поворотах. автомобиль стал четче реагировать на руль. В то же время "десятая" мягкость в значительной степени осталась, машина не стала строже в управлении. В целом "одиннадцатая" с амортизаНосителем избрали универсал ВАЗ- торами "Каяба" и комфортабельнее, и "ру21 11 - о ни тяжелее "десятки", и грузоподълится" приятнее. емность его выше. Тем, кто решится на установку подобных"Газовый" комплект для "Самары". Цена одного переднего - 840, заднего -1000 руб.их на легкосплавные диски. 4. После установки газонаполненных амортизаторов проверьте работу тормозов и направление света фар. Возможно, придется изменять положение регулятора тормозных сил и по-новому "выставить" фары. Официальный дилер "Каябы" компания "ТЕХААЙН""2108" задний (газонаполненный)00.2 0,4 0,6 0,8 1,0 Скорость перемещения штока V, м/сРис.3Рис. 4ЗР 5/9943