•ttL'/WhВАЗ ПРИЗВАЛ ВАРЯГОВВолжский автозавод нацелился на сертификат ISO 9000 международный стандарт качества. И это не шутка.Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ Вспомним: серьезное недовольство потребителей тольяттинскими "жигулями" и "ладами" началось лет пять назад. Именно тогда, в середине девяностых, по ВАЗу ударил жестокий кризис наличности и завод решал одну проблему - не остановиться. На качество закрыли глаза. И уже через год отношение к вазовской продукции радикально изменилось - от хвалебного, в былые годы, до настороженного. Покупку "Жигулей" сравнивали с лотереей: повезет, не повезет? Ныне завод работает стабильно и разговоров об остановке конвейера уже нет. Появились другие: АвтоВАЗу пора, наконец, задуматься о качестве своих машин. А более конкретно - в корне поменять всю систему профилактики и выявления брака, перейти к принятым в мире международным стандартам качества. Не исключено, что в недалеком времени мы будем покупать изделия ВАЗа без всякого недоверия. Кто-то, прочитав это, усмехнется. А зря. Контролировать качество изделий завода от А до Я отныне будет известная французская сертификационная фирма "Ютак". ПОДВИНЬСЯ, ГОСТ! Система качества, что действует пока на АвтоВАЗе, осталась еще с советских времен. Она включает входной контроль комплектующих, внутренний контроль и выходной контроль на конвейере - проверку внешнего вида и комплектности автомобилей. По словам директора АвтоВАЗа по качеству Валерия Кокотова, эта старая система совершенно недостаточна, чтобы держать марку и конкурировать с иностранными производителями. Обратимся хотя бы к входному контролю. По нашим ГОСТам хороший поставщик уже тот, кто допускает от 0,1 до 1 процента брака. В среднем вазовском автомобиле 5 тысяч комплектующих (материалов, изделий) и, если следовать ГОСТу. 50 из них могут оказаться с дефектом. Как вам это понравится? В эти 50 могут попасть и генератор, и стартер, и сцепление. Такое исключается, если следовать международным стандартам. На ВАЗе теперь решили ориентироваться именно на них.- международная организация по стандартизации. Решение о ее создании принято в 1946 году на конференции в Лондоне европейскими и американскими национальными институтами по стандартизации. Сегодня ISO объединяет 130 стран мира. Штаб-квартира организации находится в Женеве. Стандарт ISO 9000, разработанный в 1979 году, используют для сертификации товаров, услуг и производств. Сегодня он признан во всем мире как один из самых эффективных показателей качества и менеджмента предприятий. Сертификат ISO 9000 получили такие известные фирмы, как "Рено", "Ситроен", "Бош", "Мерседес".Овали на них? Где это отражено? Просят позвать начальника бригады и теперь "допрашивают" его: где технология контроля за качеством работы подчиненных? Как она реализуется? Где отметки о ее выполнении? И так далее, и так далее. Таким образом отслеживается вся цепочка ответственности на ВАЗе, начиная с рядового рабочего и кончая генеральным директором. Цель? Научить заводской персонал выстраивать эту цепочку так же эффективно, как это принято у крупнейших автопроизводителей в мире. Как-то один из французов заметил пыль на огнетушителе возле конвейера. "Пока завод не изменит отношения к таким мелочам, сказал он, - сертификата ему не видать, Пыль - это индикатор. Если она есть хотя бы в одном месте, то никто не гарантирует, что в другом нет более серьезных упущений. ISO 9000 еще никто просто так не получал". Вкратце идеология ISO 9000, применительно к автопроизводителям - это автомобиль без погрешностей, который одновременно отвечает замыслу его создателей и запросам потребителя. Есть ли шанс у волжского автомобиля стать именно таким? Об этом мы узнаем через полтора-два года, когда "Ютак" закончит свою работу в Тольятти. ПОСТАВЩИК, ПРЕДЪЯВИ СЕРТИФИКАТ! Семьдесят процентов качества "делают" для ВАЗа поставщики и только 30 процентов зависит от самого завода. Арифметика проста - если поднять качество вдвое на самом заводе, автомобиль станет лучше на 15 процентов, а если у поставщиков | - то на все 35 процентов. Вывод понятен: сертификации требует не только завод, но и поставщик. Задача, прямо скажем, сложная. Не все они желают этого, не у всех есть на это деньги. Однако на АвтоВАЗе уже принято решение: сертификация обязательна для всех поставщиков. А пока в Тольятти созданы склады забракованных комплектующих, откуда их возвращают поставщикам с требованием компенсации. Если же дефекты обнаружились после того, как автомобили проданы, то, по словам Николая Гинца, директора АвтоВАЗа по техобслуживанию, завод отправляет на свои СТО предписание бесплатно их устранить. Правда, пока система распространяется только на гарантийные машины. Так хочется, чтобы сотрудничество с "Ютак" помогло АвтоВАЗу превратиться из завода-изготовителя советского типа в полноценную фирму, продукция которой соответствовала бы высоким международным стандартам качества. Сбудется ли?"ЗВЕРСТВА" АУДИТОРОВ В 1997 году фирма "Ютак" сертифицировала на ВАЗе отдельные участки производства, где изготовляли узлы, напрямую связанные с безопасностью автомобиля (тормоза, руль, подвеска). Но, чтобы получить международный сертификат ISO 9000, охватывающий весь производственный цикл (а завод намерен сделать это уже к 2001 году), этого мало. Сейчас французские специалисты начали предварительный аудит, инспектируя все подразделения завода - от дирекции до конвейера сборки и предприятий, обеспечивающих гарантийное обслуживание автомобилей. "В жизни" это происходит так. Рассказывает Валерий Кокотов: "Приезжают французы-аудиторы, спускаются в цех и начинают проверять по своей методике. Подходят, например, к рабочему и спрашивают: давно на заводе? Два года? Где учились? Покажите документ об образовании. Кто контролирует ваши операции? Где отмечены его замечания? Как вы отреагиро64ЗР 6/99