ТШЙMlГЛЬ№ Ш,1МЫШ1,1-ШШЯ1ЕЩЕ ОДИН КОЛЫШЕК?Совместное автосборочное предприятие "Автофрамос" пока обычная "отвертка", но цены на его продукцию могут быть на $2-3 тысячи ниже, чем во Франции.Елена ВАРШАВСКАЯ. Фото Дмитрия Азарова Есть у дедушки Крылова басня - "Синица" называется. Строчки ее всплыли не к месту. На открытии долгожданного автосборочного предприятия "Автофрамос", созданного совместно правительством Москвы и компанией "Рено". Звучали торжественные речи, вспыхивали блицы фотокамер, звенели бокалы с шампанским. "Сто двадцать тысяч автомобилей в год...", "строительство завода мощностью 350 тысяч двигателей четырех модификаций...", "толчок к технологическому подъему "Москвича"... Слова лились сладкой музыкой. А в голове ни с того, ни с сего крутилось: "Синица на море пустилась: /Она хвалилась, что хочет море сжечь. /Расславилась тотчас о том по свету речь..." Это же такой прорыв: в дни финансового кризиса, когда многие совместные проекты не заморожены даже, а намертво скованы льдом, солидный инвестор, автопроизводитель, входящий в четверку крупнейших мира (после объединения с "Ниссаном"), пожаловал в наш автопром. Шутка ли крупномасштабное произведет во современных, популярнейших в Европе "меганов", а в недалекой перспективе - и поповина комплектующих к ним. Новые рабочие места, второе дыхание московского автозавода... И все равно, назойливое: "Толпятся: чуду всяк заранее дивится, /Молчит и, на море глаза уставя, ждет..." Тут-то в эти самые глаза и лезет цифра: инвестиции в первый этап проекта - 124 миллиона рублей. Фирма "Рено" вложила 62 миллиона. Быстренько пересчитываем: приблизительно 2,5 миллиона долларов или, чтобы нагляднее, 185 тех самых автомобилей "Рено-Меган". Впрочем, чужие деньги, особенно, можно сказать, дареные, считать неприлично. Тем более, как раз приглашают посмотреть цех, где и открывается предприятие, о котором столько времени и так громко говорили. Сборка SKD-1 (или попростому, "отверточная"), с которой и начинается грандиозный проект. "Вот закипит, вот тотчас загорится!" /Не тут-то: море не горит. /Кипит ли хоть? - и не кипит". В просторном (чтобы не сказать полупустом) цехе - два подъемника. К ним, на своих четырех, подъезжают новенькие, практически готовые "меганы". И здесь, на двух (!) постах сборки на них ставят сиденья, облицовку радиатора, фары и бамперы. ВСЕ! Нет, чтоб не погрешить против лать и другие шаги. Не сразу: сначала подписать соглашение с правитепьством РФ о таможенных и налоговых льготах, заключить допопнительный договор с правительством Москвы, устанавливающий рабочие правила реализации сотрудничества. И лишь тогда начнется второй этап SKD-2. Сборочный конвейер, выпуск 10-12 тысяч автомобилей в год. Если и это пройдет успешно, можно будет строить кузовное и окрасочные производства, то есть проект подойдет к третьему этапу - сборке (опять только сборке) CKD. Это нормально - такое движение мелкими шажками. Особенно - в таких ненормальных экономических условиях, как наши, да еще в такое тревожное предвыборное время. И "Рено" проявляет вполне понятную и разумную осторожность, при этом демонстрируя интерес к России, как к потенциапьно емкому рынку сбыта. Деньги, инвестированные в первый этап, пошли, в основном, на строительство крупного склада запчастей, организацию сети продаж. Кстати, радостное известие: "меганы" будут продаваться у нас на 2-3 тысячи дешевле, чем даже во Франции! Базовая модель будет стоить от 13 500 долларов. И дело тут не в преимуществах отечественной сборки, а в продуманном маркетинговом ходе французов: они грамотно готовят рынок для своей продукции. Конечно, хотелось бы, чтобы посулы о настоящем производстве, о выпуске автомобиля, адаптированного к нашим условиям (а такие звучали), и по цене, не пугающей россиян, имели под собой реальную почву. Однако недаром все же вспоминалась крыловская басня, мораль у нее как раз к случаю. Обманутые ожидания приводят к недоверию. И не только к конкретному "Автофрамосу", но ик другим проектам совместных сборочных производств, которые плодятся у нас во множестве.истины: еще мойка, бестеневая и окрасочная (где из краскопульта можно подкрашивать царапины) камеры. Уважающие себя автосервисы оборудованы не хуже. "И чем же кончились затеи величавы?../Наделала Синица славы, а море не зажгла"... - так и сверлит в мозгу. А может, не надо так язвительно? Басня басней, все эти "гора родила", "из мухи слона", "пыль в глаза"... Ведь сказано же - первый этап! Другими словами - колышек, камень в фундамент (а у нас их всегда с большой помпой забивали и закладывали). Задача на нынешний год - выпустить две тысячи автомобилей и продать их. Получится - можно потихоньку де16ЗР 6/99