148
ОСНАСТКАОБЪЯСНИТЬПосле поездки по проселкам стало часто ослабевать крепление сидений на моем ВАЗ-2106 (пробег 70 тыс. км). Появились стуки. Подтягиваю болты, но вскоре картина повторяется... Движение по дорогам с большими неровностями сопряжено со значительными упругими деформациями кузова, притом переменной величины: кузов "дышит"! Это означает, что связанные с ним узлы и детали тоже подвергаются переменным нагрузкам. При этом - особенно, если речь идет об узлах (деталях) с достаточно высокой жесткостью - слабым звеном оказываются элементы крепления, а точнее - болты и гайки, их резьба. Переменные нагрузки ослабляют затяжку резьбовых соединений. В вашем случае вполне возможно, что резьба болтов и гаек (после неоднократной подтяжки) основательно изношена. Полезно помнить, что неисправность болта или гайки одним лишь "срывом резьбы", всем хо ­ рошо знакомым, не исчерпывается. Сильно изношенная, но еще не сорванная резьба "держит" хуже - ее профиль (см. рисунок) искажен настоль-СПЕЦИАЛЬНЫЙ "НА 38"Для проворачивания коленчатого вала в техническом центре "Росс Твег" есть удобный и надежный самодельный ключ, сообщает Валентин ГРИГОРЬЕВ. Очень часто при ремонте или об ­ служивании двигателя приходится вручную вращать его коленчатый вал. На старых моделях ВАЗа (2101, 2102, 2103) в обширный комплект инструмента входила пусковая рукоятка, позволявшая во всех "ремонтных" ситуациях легко проворачивать коленчатый вал (правда, в одну сторону). Впоследствии завод от такого атавизма отказался. Уже на ВАЗ-2105, где первое время ус ­ танавливали радиатор с туннелем в нижнем бачке, отверстий в бампере и нужно было хотя бы подтянуть ремень или цепь газораспределительного ме ­ ханизма! Коленвал при этом нужно по ­ ворачивать плавно, неспешно. И вот, поддомкратив одно из задних колес, х о ­ зяин включает высшую передачу и, крутя руками колесо, пачкаясь и ругаясь, "ловит" метки под капотом, ежесекундно бегая вперед-назад! А нельзя ли провернуть коленвал по-другому, ведь на его переднем кон ­ це есть подходящая для этого гайка "на 38" а соответствующие ключи продают-А-А_5_ (11°31'ГБ-Б 23А Бю. 4 „„5 Г0R4max iax"ITtда•ЩЦ100Сварка как вариант изготовленияI- Б -I АR1 кругомТак выглядит новая (а) и сильно изношенная (б) резьба.210 38 43,9*Ключ для проворачивания коленчатого вала на автомобилях BA3-2101..J107. ко, что гайка на болте при затягивании начинает заклиниваться. Большое трение в резьбе уменьшает реальную силу затяжки. Лучшее, что в таких случаях можно сделать, - заменить болты и гайки новыми. Кстати, от переменных нагрузок на неровных дорогах страдают и другие болты и гайки автомобиля, в том числе весьма ответственные - в подвеске, рулевом управлении и т. д. Весь этот крепеж нужно регулярно контролировать ив случае необходимости заменять новым, не пытаясь на этом экономить.передней панели кузова не было. Опытные автолюбители, проклиная по ­ добное новшество, обзаводились "кривым стартером" и самостоятельно до ­ рабатывали бампер и нижнюю "губу" своих "пятерок" и "семерок" Но вскоре появились радиаторы без отверстия под рукоятку, а позже - алюминиевые, вообще иной компоновки. Теперь автолюбитель при отказе стартера мог пустить машину разве что с ходу. Но и при полном благополучии обладатель нового автомобиля вызывал ехидные улыбки у владельцев до ­ потопных ВАЗ-2101 или 2103, когда емуся на рынках! Но в мастерской, где много работы, очень важно, чтобы он был удобным и прочным. Ключ, чаще всего встречающийся в продаже, обычно вы штампован одним ударом из стального листа толщиной около 3 мм - и потому очень дешев. Но режет руку и недолговечен. Мы же давно работаем ключом, п о ­ казанным на рисунке. Он, конечно, сложнее и дороже штампованного, но показал себя с самой лучшей стороны. Руководствуясь приведенными размерами, вы можете сделать его и из двух частей, соединив их сваркой.148ЗР 6/99шиСилами16